Современные подходы к оценке деятельности учащихся и педагогов, построенные на рейтинговой основе
В современной трактовке методическая система включает в себя в качестве элементов системы: цель, содержание, методы преподавания, организационные формы, средства обучения, информационную среду и систему оценки эффективности функционирования методической системы. Одной из задач образования является создание государственной системы оценки качества образования. Эта система оценки должна являться инструментом повышения эффективности образовательной деятельности, способствовать обеспечению условий для развития личности, её самообразования, творческих способностей, интенсифицировать и индивидуализировать обучение, реализовать современные информационные технологии и др.
Работа над такой системой оценки ведётся в экспериментальном режиме на всех уровнях образования. Особое внимание уделяется рейтинговой технологии. Теоретической основой рейтингов является теория выбора, известная с XYIII века. В России новые направления в области общей теории выбора разрабатывались в Институте проблем управления при РАН учёными: Е.В.Бауманом, Ю.Н.Тюриным, А.В.Малишевским и др. Рейтинг всегда подразумевает конкурс, соревнование, применяется, прежде всего, в спортивной деятельности. Используются всевозможные классификации оценки в общественной и политической жизни: рейтинги политических деятелей, банков, фирм и т.д. В настоящее время таким образом оценивается учебная деятельность в высшем и профессиональном образовании. Применение в западных странах, особенно в США, общепризнано. Широкого использования рейтинговая технология в российской практической педагогике ещё не получила.
Методологической основой рейтинговой технологии является теория деятельностного подхода к развитию личности (Л.В. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.); основные положения психологии и педагогики о механизмах организации и стимулирования самостоятельной работы учащихся, усилении их творческой активности (П.И.Питкасистый). Рейтинговая система рассматривается в контексте парадигмы личностно - ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.). Разработаны алгоритмы оценки, применяются разнообразные методы построения рейтингов для конкретных задач. Рейтинговая система оценки состоит из текущей и интегрирующей оценки за определённый период и за курс обучения. Конечно, работа должна обеспечиваться информационной системой, которая предоставит возможности комфортного внесения текущей информации по рейтингу, оперативного принятия решения по текущему состоянию успеваемости и посещаемости. В противном случае подобная работа является чрезвычайно трудоёмкой и при её выполнении не соблюдается один из принципов действия технологии - принцип идеальности (результат неоправданно мал по сравнению с затраченными на него усилиями).
Рейтинговая оценка успешно применяется в практике преподавания русского языка в "Первой университетской гимназии имени академика В.В.Сороки" Великого Новгорода. Такой подход даёт возможность объективно оценить знания, умения и навыки, помогает повысить мотивацию, самостоятельность и творческую активность учащихся. Оценка складывается из баллов по обширному перечню критериев, что даёт возможность провести рефлексию и устранить пробелы в знаниях и умениях учащихся. На ЕГЭ по русскому языку учащиеся гимназии демонстрируют ежегодно высокий результат: средний балл по стобалльной системе - от 72 до 76 баллов. Этот результат выше городского, областного и российского.
Система рейтинговой оценки зависит от способов организации учебного процесса. Целесообразно учитывать участие гимназиста на каждом уроке и во всех видах деятельности, что существенно стимулирует учащихся. По каждому конкретному виду работы ученик должен хорошо представлять критерии оценки.
Примерная таблица
видов деятельности учащихся за учебный семестр.
Вид деятельности |
Кол-во баллов |
1. Подготовка домашнего задания 2. Выступление на уроке 3. Выполнение дополнительных заданий преподавателя 4. Самостоятельные работы 5. Зачёт 6. Тентамент (работа идентичная экзамену) 7. Творческие конкурсы гимназический уровень (1-3 место) городской уровень (участие, 3-1 место) областной уровень (участие, 3-1 место) российский уровень (участие, 3-1 место) 8. Выступление на предметной олимпиаде гимназический уровень (1-3 место) городской уровень (участие, 1-5 место) областной уровень (участие-5, 1-3место) российский уровень (участие, 1-5 место)
|
0-5 баллов 0-5 баллов 3-10 баллов 0-5 баллов 0-12 баллов 0-32 балла
0-6 баллов 5-8 баллов 6-9 баллов 10-20 баллов
5 баллов 5-10 баллов 6-8, 15-10 15-20 баллов |
Примерная таблица
рейтинговой оценки знаний учащихся за учебный семестр.
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
баллы |
% |
ранг |
оценка |
1 |
15 |
15 |
10 |
10 |
12 |
30 |
6 |
6 |
104 |
100 |
1 |
отлично |
2. |
9 |
9 |
0 |
3 |
4 |
14 |
3 |
0 |
42 |
41,5 |
3 |
удов. |
3. |
12 |
12 |
4 |
4 |
8 |
25 |
6 |
0 |
71 |
70.2 |
2 |
хорошо |
Пункты граф соответствуют номерам видов деятельности в предыдущей таблице. Отличную оценку за семестр гимназист может получить, приняв участие в творческом конкурсе или в олимпиаде, хотя бы на гимназическом уровне. Для хорошей оценки участие в олимпиаде необязательно.
Памятка для гимназистов.
1. Соответствие между суммарной рейтинговой оценкой и оценкой в традиционной форме по пятибалльной системе:
от 86 баллов и выше - "отлично";
от 65 баллов до 85 - "хорошо";
от 49 баллов до 64 - "удовлетворительно";
менее 49 баллов - "неудовлетворительно".
Оценка за семестр складывается из проверенных по выбору учителя трёх домашних работ, трёх ответов на уроке, выполнения хотя бы одного дополнительного задания, трёх самостоятельных работ, зачёта (если он предусмотрен администрацией), тентамента, оценки за творческий конкурс.
2. Оценка за творческую работу особо высокого качества может быть повышена учителем на 25%
3. При повторной сдаче работы оценка уменьшается на 25%.
4. За нарушение сроков предоставления работы оценка снижается на 3% в сутки.
5. Предусматривается поощрение гимназистов за высокую рейтинговую оценку: освобождение от зачёта (выставляется максимальная оценка за зачёт автоматом).
Предложенная система работы не выверена до конца, но уже даёт положительные результаты. На протяжении ряда лет ни один творческий конкурс на гимназическом, городском, областном уровне не остался без внимания учащихся. Гимназисты становились победителями и призёрами предметных олимпиад и конкурсов: "Посвящение любимому городу", "Классное чтение", "Лес в творчестве юных", "Бианковские чтения", "Балашовские чтения", "Послание подростку будущего", "Растим патриотов России" и др.