Интервью

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

Размышление о призвании или пять вопросов учителю.

1.        В чём вы видите "секрет" своего педагогического успеха? Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?

После первого года работы в школе мне было предложено стать заместителем директора по воспитательной работе. Отказалась: очень привлекала филология, манила своими тайнами, к поэзии хотелось приобщить каждого ученика. Через пять лет преподавания награждена значком "Отличник просвещения". Успех, конечно, был ошеломительный и остро ощущался. Учителя и ребята - вместе и в учебном году, и на каникулах: "кругосветки" на Селигере, походы в Карпаты и в Хибины. Стихи при свечах и песни у костра, победы на литературных конкурсах и сочинения в стихах на экзамене, берущие за душу, признания в любви на асфальте. Счастье от ощущения, что ты уважаем, интересен, у тебя с радостью учатся. Педагогический успех складывался из молодости, горящих глаз, взаимного интереса и, как следствие, интереса учеников к русскому языку и литературе.

И вот двадцать шесть лет в школе! Разница в возрасте с учениками очень велика: "разные поколения", "отцы и дети" - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Изменилось отношение в обществе к учителю, подход к оценке его деятельности. Сегодня стимулируется конкретный результат и инновационный (читай эффективный) способ его достижения. И педагогическим успехом можно считать призовое место ученика на Всероссийской олимпиаде по литературе (Яковлева М.), сто баллов на ЕГЭ по литературе (Щёголева Т.), средний балл на ЕГЭ по русскому языку более высокий, чем областной и российский. Применение новейших педагогических технологий привело к победе в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в 2008г. В 2009г. заняла IIIместо в номинации "Лучшие из лучших" областного конкурса "Учитель года 2009", награждена юбилейной медалью "В память 1150-летия Великого Новгорода". Секрет этого успеха, конечно, в каждодневном, кропотливом, серьёзном труде, приобщение ко всему новому в педагогической науке и применение научных знаний на практике.

И всё-таки своим главным педагогическим достижением я считаю сохранение удивления перед красотой великого русского слова, уважения к ученикам, которых учу. И их благодарные отклики.

                                               Я читаю стихи.

                                               В классе тихо и строго.

                                               За окошком снежинки немые летят.

                                               И средь множества глаз

                                               Два огромных, два синих восторга,

                                               Два апрельских рассвета

                                               Мне в душу глядят.

2.        Что значит для Вас быть Учителем? Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим Учителем?

Быть Учителем - очень ответственно. Это одна из самых значимых в обществе и благородных профессий. В нашем, быстро меняющемся мире, человеку, особенно молодому, порой сложно найти опору. И Учитель призван открывать детям вечные нравственные ценности, чтобы ребёнок мог рассматривать себя в их свете. Одним из своих Учителей я считаю русского философа И.А.Ильина, который писал: "Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде". Думаю, Учитель - это человек, который не просто способен выбрать эффективную модель воспитания и обучения и реализовать её на практике, а духовно богатая личность, постоянно совершенствующаяся, это человек, любящий детей, уважающий и признающий их личное достоинство и свободу. В своей жизни я встречала много прекрасных учителей. Учителями для меня являются классики русской литературы, и первый из них - А.С.Пушкин. Мне повезло: я училась в Новгородском государственном педагогическом институте у учёных с мировым именем - Ю.Н.Чумакова и В.В.Мусатова, их книги с дарственными подписями всегда со мной. Хотелось бы упомянуть и весь коллектив преподавателей филологического факультета как прекрасных учителей. Когда я пришла в школу, моими учителями - наставниками и подругами стали учителя русского языка и литературы Л.А.Семёнова и Н.В.Витушкина. И сегодня я многому учусь у своих коллег.

3.        Как Вы сами стали педагогом? Что или кто повлиял на Ваш выбор? Что бы Вы посоветовали своему ученику, который решил стать учителем?

В детстве и мысли не приходило, чтобы стать учителем. Мой прадед был учителем истории и пострадал во время репрессий, мама оберегала меня от этой профессии. Мне легко давались предметы математического цикла, а вот по русскому стояла четвёрка, поэтому собиралась ехать в Санкт - Петербург получать техническую специальность. И вот на выпускном вечере моя учительница литературы Н.В.Примакина (её внучку я учила в нашей гимназии) подошла ко мне и в который раз сказала, что не представляет меня "технарём". Она убеждала: "Учитель никогда не стареет, он молод, как его ученики. Он всегда в курсе мировых событий, следит за развитием науки, культуры, моды!". Выбор был сделан.

            Теперь на вечерах встреч я с удовольствием слушаю увлекательные рассказы моих учениц, которые делают первые шаги в преподавании (Ю.Давыдова - рисование, К.Машевская - актёрское мастерство), смотрю в их сияющие глаза, полные энтузиазма и любви к детям. И ни слова о заработной плате! Я вспоминаю молодость. Что им посоветовать? Конечно, беречь себя. Учиться вести документацию, письменно оформлять все методические разработки сразу же после появления идей, готовить их к изданию. То есть быть не только практиком, но и учёным, неплохо бы защитить кандидатскую диссертацию.

4. Согласны ли Вы с тем, что учителям старшего поколения трудно понять современную молодёжь? Как Вы сами справляетесь с этой проблемой?

          Да, учителям старшего поколения трудно понять современную молодёжь. Особенно учителям, преподающим литературу. На современного молодого человека довольно сильно влияют новые речевые технологии: телевидение, интернет, мобильная связь. Опасна распылённость сознания, интеллектуальная зависимость от источников информации, от чужого мнения, хотя для пользователя создаётся видимость самостоятельности. Современному ребёнку некогда быть самостоятельным, прочитать роман, думать о смысле жизни, насладиться природой, он перегружен "интересами". А ведь не прочитав книгу, невозможно о ней говорить, нельзя её изучать. О каком же преподавании литературы пойдёт речь? И ребёнок становится безразличен к урокам литературы, на интуитивном уровне он не чувствует родного языка.

          Проблема стоит, и очень серьёзная. Думаю, в применении современных инновационных технологий (развития критического мышления, "дебатов", метода проектов), в том числе информационных, лежат пути её решения, во всяком случае, на сегодняшний день. Увлекательное заочное путешествие на родину писателя, электронная презентация с фотографиями, рассказывающая о его жизни, фильм по произведению, конечно, не снимут полностью проблемы, но способны вызвать интерес к литературе. Развитие критического мышления через чтение и письмо поможет серьёзно изучать, хоть и небольшие тексты. Современные ученики активны, любят высказывать своё мнение, восприимчивы к "дебатам". На всероссийской олимпиаде по русскому языку в г.Орле в 2010 году открылся новый конкурс "Цицерон отдыхает", и я была среди первых пяти судей на этом конкурсе. Потом на уроках в гимназии провела "дебаты" по той же теме "Глянцевая культура: за и против". Равнодушных не было, как и на российской олимпиаде.

5. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы вернуть России статус мирового лидера в сфере образования?

            Современный человек живёт и трудится в условиях быстро меняющегося информационного общества. Он должен уметь решать творческие задачи, мыслить глобально, работать в команде, соблюдая этические нормы. Чтобы воспитать и обучить такого человека, необходим личностно - ориентированный подход. Поэтому нужно как можно более разнообразное профильное, углублённое изучение предметов, школы самых разных типов, чтобы удовлетворить потребности современного человека и общества.

Наверх