Развитие базовой способности понимания и коммуникации на занятиях по интерпретации текста
СЛАЙД 1.
В девятом классе учитель физики говорит на уроке ученику: "Валера, слётай в кабинет химии, там на полу в углу стоит ведро ртути, принеси сюда, а то отрываться от урока не хочется", и тот уже бежит. Валера мог бы вспомнить: ядовитые вещества в открытой посуде не держат, а ртуть - ядовитое вещество.
Валера мог бы вспомнить, что некоторые люди иногда шутят по поводу наивности других людей. Взять бы Валере и применить свои знания в новой ситуации да и сказать: "Ведро? Ртути? Я, Дмитрий Дмитрич, и сам люблю шутки и юмор" - ведь учитель только этого и ждал. Из этой обычной ситуации на уроке очевидно, что умение понимать текст чрезвычайно важно для каждого человека. Довольно распространена метафора: "Мир - это текст". Поэтому правомерно предположение: если мы научимся понимать текст, то сможем познать мир. Под текстом мы понимаем и письменный текст, и устную речь, и научный труд и объяснение учителя на уроке математики или истории.
Проблема:
СЛАЙД 2.
Сегодня нас окружает океан информации, психологи и социологи всё чаще говорят о "клиповом" (разорванном) сознании, которое порождает реальные проблемы с пониманием текста. Об этом я слышу от учеников и их родителей, от коллег, преподающих разные предметы. Я стала изучать эту проблему и обнаружила поразительные факты. На диаграмме, где показаны уровни понимания общего смысла текста, выявленные по результатам мониторинга базовых способностей учащихся видно, что к 11 классу этот уровень ниже, чем в первом.
СЛАЙД 3.
А это значит, что учащийся становится не уверен в себе, у него может пропасть интерес к обучению, затормаживается развитие личности.
СЛАЙД 4.
Меня как учителя русского языка и литературы это касается непосредственно. Поэтому я начала работу по развитию базовой способности понимания и коммуникации учащихся в содружестве с коллегами, преподающими разные предметы. В качестве способа для развития данной способности я выбрала интерпретацию текста. В новых стандартах интерпретация определяется как неотъемлемая часть деятельности.
СЛАЙД 5.
Основы деятельности
О таком подходе говорится и в работах известных российских учёных Г.П.Щедровицкого, М.М.Бахтина, Г.И.Богина. Процесс интерпретации текста можно записать в виде схемы: Предпонимание - Интерпретация - Понимание…Чтобы начался процесс понимания, нужно активизировать личные знания учащихся, помочь им "вступить в (так называемый) герменевтический круг".
Цель:
Исходя из сказанного, я считаю, что моя цель как учителя русского языка и литературы заключается не в том, чтобы передать ученику чужое понимание текста (моё или учёного-литературоведа). Я должна научить его самостоятельно вести диалог с текстом, быть внимательным к слову, освоить способы и приёмы понимания текста, осознать собственное "я". Это обеспечит успешное развитие его личности.
Необходимые условия реализации:
СЛАЙД 6.
Чтобы достигнуть поставленной цели, я разработала программу для 11 класса "Анализ и интерпретация художественного текста".Её задачи перед вами. К программе я создала методическое сопровождение - систему приёмов для развития способности понимания и коммуникации. Это приёмы для понимания логической основы текста, выдвижения смысловой версии, понимания его символической основы и авторской позиции. С некоторыми из нихя вас познакомлю.
СЛАЙД 7.
Понимание логической основы текста. Приём "эффект присутствия"
Мы с ребятами вывели три вопроса для понимания логической основы текста: где? когда? что? Этот приём я назвала "Эффект присутствия".Вопросы помогают пересказать текст, увидеть ситуацию глазами лирического героя. О необходимости такого пересказа говорил и М.Л. Гаспаров.
СЛАЙД 8.
Возьмём стихотворение Б.Пастернака "Девочка". Я, например, когда впервые услышала эти стихи, решила, что они о ветке. Но мы обращаем внимание на название - "Девочка" и отвечаем на поставленные вопросы. И вотстановитсяпонятно: из сада с качелей вбегает девочка в комнату, протягивает ветку лирическому герою, видимо, сидящему за столом перед зеркалом и пишущему стихи.
Порождение смысловой версии текста. Приём "цепочки смыслов".
СЛАЙД 9-10.
Далее я создаю условия для понимания смыслов - абстрактных, созерцательных. Ребята исследуют текст, выделяют "кричащие" знаки. В результате ассоциативные связи между образами текста, его деталями стали наглядными. С помощью метонимии "из сада… вбегает ветка в трюмо" поэт создаёт образ девочки. Благодаря олицетворению ветки "кто это, - гадает, - глаза мне рюмит" проявляются сложные взаимоотношения между искусством и жизнью. Чтобы учащиеся могли понять символику текста, мы строим "цепочки смыслов".
СЛАЙД 11.
Думаю, вы согласитесь, что понять таким образом символику легче. Девочка символизирует живую, свободную, природную жизнь. Лирический герой - культуру, мир, созданный искусством. Но всё же жизнь, реальная, - его сестра. Не случайно стихотворение включено в книгу "Сестра моя - жизнь". Может быть, она-то ему всего дороже. Перечисленные приёмы понимания смысла мы отрабатывали не только на художественных, но и - совместно с учителем обществознания - на философских и публицистических текстах.
В результате такого подхода ребята даже крупные произведения не просто иллюстрируют, а создают к ним рисунки-символы, отражая своё восприятие главной мысли произведения.Эти работы, нарисованные после изучения романа "Мастер и Маргарита", мне очень дороги.
СЛАЙД 12-13.
Понимание авторской позиции. Приём "сравнение интерпретаций"
Наверное,вы со мной согласитесь: сложнее всего в тексте понять авторскую позицию. Во время её реконструкции - в диалоге, а иногда и в споре с автором - наиболее активно формируется и личность учащегося. Я предлагаю ребятам изучить самые разные интерпретации рассматриваемого нами текста: литературоведов, режиссёров, музыкантов. Работа с чужой интерпретацией помогает высветить авторскую позицию, сравнить основания, на которых выстраивается та или иная позиция. И в результате сформулировать собственную. Например,я предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу музыкальной интерпретации А.Пугачёвой стихотворения О.Мандельштама.
СЛАЙД 14.
Ученики замечают, что текст изменён. Из стихов ушёл трагизм, позиция непримиримости Мандельштама с тоталитарным режимом исчезла. Этот приём мы разрабатывали с учителем истории, предлагали учащимся тексты из учебника истории о событиях 30-х годов, чтобы ребята могли сформировать собственноеотношение к этим событиям,сформировали собственную позицию.
СЛАЙД 15.
Рефлексия деятельности на уроке. Анкета.
В конце занятия я обычно предлагаю учащимся анкету для рефлексии деятельности на уроке. Это примерные вопросы, из которых можно выбрать 2 - 3. Во время ответов на вопросы ученики размышляют о своём собственном сознании,извлекают уроки из своего опыта, думают о том, как могут его применить на практике.
СЛАЙД 16.
Итак, для развития у учащихся способности понимания и коммуникации я создаю определенные условия, помогающие освоить известные приёмы понимания текста.Но хочу обратить ваше внимание на то, что некоторые приёмы родились в совместной работе с ребятами. Приёмы представляют собой систему, каждый из них соответствует определённому этапу осмысления текста, но, вы согласитесь! - нельзя обойтись без эмоционального проживания текста, которое мотивирует на изучение, с него начинается понимание. Также в систему входит приём рефлексии самой деятельности на уроке, что обеспечивает выход на социальную практику.
СЛАЙД 17.
Диагностика.
Наблюдения и анализ результатов проведённой работы показывают, что данный подход эффективен для развития личности ученика. Ребята работают с удовольствием, они имеют собственную позицию, их суждения и оценки обоснованны. Об успешности свидетельствуют и результаты независимой предметной экспертизы. Часть С на ЕГЭ по русскому языку - это интерпретация текста. При 100% успеваемости учащиеся демонстрируют качество обучения от 92 до 96%.
СЛАЙД 18.
Ребята принимают активное участие во внеклассной работе по предмету, которая является частью общей системы развития способности понимания и коммуникации:
СЛАЙД 20-23.
- Это олимпиады по русскому языку и литературе. При подготовке к олимпиадам мы работаем совместно с университетом имени Ярослава Мудрого, Институтом лингвистики РГГУ. Обучение ведётся по индивидуальной траектории.
- Ребята издают под моим руководством художественно-публицистический журнал "Гимназический формат". Его основатели уже стали журналистами, членами Всероссийского союза писателей и издают свои книги.
- Мы участвуем в юношеских чтениях "Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века". Они имеют статус Всероссийских и проводятся совместно с Институтом мировой литературы имени А.М. Горького.
- Ребята с удовольствием пишут сценарии к литературным гостиным и играют в спектаклях при поддержке академического театра им.Ф.М.Достоевского и Малого. Несколько моих выпускников стали профессиональными актёрами.
Распространение опыта:
Я с удовольствием делюсь своими находками с коллегами.
СЛАЙД 24.
После одного из моих выступлений коллега (Евлампиева И.Н.) подарила мне экспромт:
Над СЛОВОМ бились, познавая
И смысл, и мысль и суть его.
Оно росло, оно вбирало
В себя живое естество.
И вот сверкает бриллиантом,
И в гранях смыслов видим мы,
Как мир прекрасен и талантлив,
И как чисты его черты.