Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика 2
Практика 2. Работа над содержанием сочинения. Вступление к сочинению.
(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с первой частью: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория")
Когда закончена работа над основными частями сочинения, можно подумать о том, как сформулировать вступление и заключение. Безусловно, вводная и заключительная части сочинения зависят от того, в каком стиле написан исходный текст, какого он типа, какова его проблематика и т.д.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые - молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое... (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.
(9)Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего.
(10) Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.(В.Солоухин)
Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с природой. Проблема - человек и природа (проблема отношения человека к природе). Позиция автора также неявная, она выводится из конкретной ситуации (пр. 6,7). В.Солоухин считает, что нельзя по книжкам познать природу и ощутить на себе её благотворное влияние, столь необходимое для человека, для гармонии его души и тела: "Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу". Как же можно сформулировать вступление к сочинению по подобному тексту?
Вариант 1. Во вступительной части сочинения можно определить тему (о чём текст?) и основные мысли текста (что автор говорит об этом?) с конкретизацией и комментариями в последующих частях. Например:
Утро - это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В.Солоухина.
Вариант 2. Во вступительной части сочинения можно рассказать об авторе текста, если он вам знаком, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. Например:
Владимир Солоухин - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: "Это художник слова". Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.
Сведения о писателе - авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений). Если в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного вам публициста, не стоит делать широкие обобщения на основании текста, прочитанного на экзамене, и следует отказаться от данного типа вступления.
Вариант 3. В качестве вступления можно написать лирическое размышление. Оно предполагает предельную искренность и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств поставленной цели. Вступление не должно быть больше пятой части сочинения. Например:
Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте В.Солоухина.
(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.
- (10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
- (11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в стapыx крепостях.
- (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
- (14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
- (15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф. Искандеру)
В тексте Ф.Искандера ставится проблема отношения к предкам, родному дому. Идея (позиция) писателя выражена открыто (пр. 6-8). По его мнению, связь с родными корнями защищает человека, делает его неуязвимым для многих бед в жизни: "Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе".
Вариант 4. Эта тема в силу своей значимости постоянно затрагивается в литературе, поэтому вступлением к сочинению по данному тексту может быть цитата. Например:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам -
Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера "Дедушкин дом".
Конечно, к цитатам нужно относиться осторожно. Они должны содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на его проблему и позицию автора (идею). Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.
(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
(З)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
(По Л. Павловой)
В данном тексте ставится проблема поведения людей во время спора, диспута, дискуссии, конфликтных ситуаций (как выиграть в споре?). Л.Павлова описывает поведение людей, обладающих разными уровнями культуры, разной степенью воспитанности. По оценочным замечаниям автора: "горе - спорщики", "ведут себя самым непозволительным образом", "начинают себя чувствовать как на войне" - читателю понятно отношение автора к подобным полемистам. Объективно представляя нам реальность, автор вырабатывает свой подход к поведению во время спора и советует читателю придерживаться этих правил (пр. 11). По мнению автора, для достижения успеха в споре человек должен понимать особенности манеры спорить своих оппонентов, это поможет ему ориентироваться в споре и выбрать правильную тактику. В этом и заключается позиция автора, сформулирована она в конце текста и вводится традиционным образом - с помощью вводных слов "таким образом".
Вариант 5. Вступлением в сочинении по подобному тексту может быть аналитическое замечание выпускника по теме, поднимаемой автором. Например:
В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л.Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая выбрать тактику, которая будет способствовать успеху обсуждения.
(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
(2)Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...
(В. Астафьев)
Вариант 6. Во вступительной части сочинения могут быть сформулированы проблемы, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Например:
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.
Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, для анализа содержательной стороны которого требуется выявление тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих частях должны быть выявлены: а) выбранная выпускником одна проблема, по которой будет и написано сочинение; б) комментарии к проблеме; в) позиция автора по отношению к выбранной проблеме; в) позиция выпускника с аргументацией. Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи.
(1)Что такое классическая литература? (2)Что такое классическая русская музыка? (З)Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4)А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.
(5)Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6)Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
(7)Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.
(8)Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист "не забывал бедных и своего собственного достоинства" - примерно такое было правило.
(9)Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10)К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.
(11)Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.
(12)Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13)Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.
(По С. Залыгину)
В тексте ставится вопрос (проблема): что такое интеллигентность и кто такой интеллигент. Автор говорит о том, что "кодекс интеллигентности никогда и нигде не был прописан, но понятен был всем, кто хотел его знать". И состоял этот кодекс в следующем. Интеллигентный человек берёт на себя строгие моральные обязательства, они отражаются в убеждениях, морали, творчестве и поступках. Это человек, уважительно относящийся к людям зависимым, умеющий защитить достоинство перед начальством, презирающий карьеру и обогащение ради денег и власти, помогающий слабым и нуждающимся. Таково мнение (позиция) автора.
Вариант 7. В сочинении по данному тексту уместно вступление, где будет выражена собственная позиция выпускника. Например:
Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С.Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
Излагая во вступительной части свою позицию, нужно помнить о том, что можно выражать своё отношение только к тем мыслям, которые нашли отражение в авторском тексте. Нельзя уходить от текста.