Работа с одаренными детьми
Обобщение опыта работы по психолого-педагогической проблеме. "Работа с одарёнными детьми"
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Роль школы в этом процессе велика. Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Но в то же время их отличает эгоцентризм, наличие личных систем ценностей (термин Пиаже). Ребёнок уверен, что его восприятие идей и событий идентично восприятию у всех, и если точка зрения основана на параллельном опыте, то ему её довольно трудно воспринимать. Поэтому дети страдают от некоторого социального неприятия со стороны окружающих, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении.
При обучении одарённых детей необходимо учитывать законы творчества: закон необходимого гностического разнообразия ( "цезарус" памяти должен быть достаточно богатый у творящей личности), закон движения творчества ( закон Геккеля) - закон отражения интеллектуального филогенеза в интеллектуальном онтогенезе (погружение в среду творческой эволюции человечества даёт возможность полнее осознать "себя через человечество" и "человечество через себя"), закон движения человеческого интеллекта по спирали ( при организации технологии обучения это цикличность, постоянная сменяемость), парные законы дополнения и конкуренции, закон игры, закон сомнения и антиавторитаризма (творчеству присущи критические начала).
Актуальным остаётся вопрос о диагностике одарённости, необходимы специальные программы. Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одарённых детей, писал, что содержание их учебных программ должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Основной вопрос в обучении заключается не в том, насколько одарён или способен данный человек, а в том, какова одарённость и каковы способности данного человека. Только реализация личностного подхода в обучении обеспечит развитие в детский период здоровой, гармоничной, уникальной личности ребёнка.
Важным условием в процессе развития творческого мышления и формирования способности к самовыражению выступает качество и количество заданий творческого характера. При конструировании таких заданий следует помнить, что эффективность обучения обеспечивается:
- широким использованием коллективных форм познавательной деятельности (создание групп по интересам, временных гомогенных групп по предметам);
- различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод проекта и т. д.);
- реализацией индивидуального обучения с учётом когнитивного стиля одарённого учащегося.
Групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания, одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений.
В группах целесообразно вести исследование. Для работы в секции "Литература" в рамках подготовки к областной научной конференции "Будущее земли Новгородской" ребятам, интересующимся жизнью и творчеством знаменитого русского поэта Г. Р. Державина в Новгородской губернии, было предложено объединиться в разновозрастную группу по интересам. Группу образовали учащиеся 8 и 10 искусствоведческих классов.
Чтобы дети сами продуцировали идеи и добывали знания, им нужно предоставить средства, развивающие навыки систематического мышления, умение оценивать, исследовать и открывать новое. Ребятам было предложено придерживаться трёх фаз в творческом решении заинтересовавшей их проблемы:
- глубокое изучение проблемы (более реалистично оценить масштабы задания, спланировать подходящий способ выполнения, установить цели и некоторые пути их достижения),
- продуцирование идей (краткое изложение проблем, запись без оценки, приведение в логический порядок),
- фильтрация идей (анализ на основе трёх критериев: насколько вероятна, её плодотворность, возможно ли её воплотить в жизнь, является ли она лучшей среди других).
Учащиеся обсудили условия поисковой ситуации, выработали алгоритм решения литературной проблемы:
- формулирование проблемы
- обсуждение проблемы на уровне эмоций, выдвижение гипотезы,
- работа с литературой (художественной, критической, литературоведческой, мемуарной, эпистолярной),
- организация экспедиции по местам жизни поэта,
- обсуждение проблемы на новом уровне, проверка гипотезы,
- выводы, обобщения.
Учитель, помогая учащимся приобрести базовые знания и умения, не сдерживал их инициативу. Ребята поставили перед собой цель:
Выяснить, каково влияние творчества Г. Р. Державина на будущее земли Новгородской. Выдвинули гипотезу: будущее неотделимо от прошлого.
В Новгородской истории есть люди, которые оказали на своих сограждан огромное духовно-нравственное влияние. Один из них - Г. Р. Державин. Его имя останется в памяти потомков, потому что он "умел уловить дух своего времени, поддержать и выразить высшие его потребности, оттолкнувшись от низших, способствуя развитию и направлению духовной жизни своего народа, пробуждая в нём душу, мысль, возвышенные идеалы".1.
Великое будущее земли Новгородской связано с благодарной памятью о таких людях, с чьим именем соединилось в понимании их современников "всё, что составляет достоинство человека: вера в Бога, любовь к ближнему, преданность Отечеству, высокий талант и бескорыстный труд".2 (Н. Н. Копытцева).
Сформулировали задачи:
- Раскрыть заслуги Г. Р. Державина перед Отечеством (краткий очерк жизни).
- Охарактеризовать жизнь в Званке.
- Проанализировать Званковский цикл стихотворений.
- Нарисовать к ним иллюстрации.
- Создать макет усадьбы поэта.
Самостоятельность учащихся быстро принесла первые плоды. Смирнова Лия нашла замечательную статью кандидата филологических наук НОВГУ Н. Копытцевой о жизни и творчестве Г. Р. Державина в "Новгородских епархиальных ведомостях", Капустина Аня организовала экспедицию в Званку, имение поэта. Побывали учащиеся и в посёлке Волхов Мост, куда была перенесена деревянная церковь из Званки.
Впереди перед учителем сложная задача: научить детей прослеживать межпредметные связи (найти в творчестве Державина Званковского периода отражение фактов жизни поэта, объяснить его выбор поэтических средств), приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций. Учащимся предстоит составить свой проект на базе структуированного и обогащённого материала. Этап защиты проекта также является нелёгким:
- Для раскрытия темы надо найти выигрышные мысли.
- Проект должен быть лаконичным и чётким, не уплотнённым известным материалом, содержащим самое существенное.
Результатом этой работы будет не только выступление группы учащихся на научной конференции, но и развитие их креативности, способностей к самовыражению.
Учёные полагают, что на повышение творческих возможностей ребёнка благоприятно сказывается и такая групповая форма организации занятий, как игра. С игрой связан высокий уровень мотивации (дети играют, потому что им нравится сам процесс), она обеспечивает аффективное (эмоциональное) развитие: адекватную Я-концепцию, самоуважение, чуткое отношение к людям, формирование навыков социального взаимодействия, умение сопереживать, поставить себя на место другого.
На уроках литературы в форме игры проводятся "суды" над героями, "консилиумы врачей" по поводу "болезни" героев, инсценируются художественные произведения, пишутся монологи от лица литературных героев. Например, при изучении драмы А. Н. Островского "Гроза" ученицей 10 класса Леной Хохряковой был написан
Монолог Варвары о Катерине.
Жалко мне её. Мать-то у меня такая - бранится всегда, да и брат - вроде любит жену ,а не заботится о ней, не защищает, а нападает. Полюбила я её, хорошая она, но странная какая - то… Вижу, что завяла она у нас совсем… Иногда я не понимаю её. Вот недавно придумала себе, что умрёт скоро. Здорова ли она?.. Она сны мне боится рассказывать. Думает, что я девушка, ничего не знаю, а я… Я давно заметила, что не мужа своего любит, а Бориса Григорьевича: она как на него посмотрит, так в лице переменится. Но что мне её судить! У меня свои грехи есть. Набожная она такая, всего боится. Что охота сохнуть-то! Хоть умрёт она с тоски, пожалеют что ль! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!
Смолоду её замуж-то отдали, посидеть в девках не пришлось: вот у неё сердце-то и не уходилось ещё. Правильная она такая, и соврать не может, и тайну сдержать, а без этого никак в нашем-то доме. Какая-то она мудрёная. Даже говорить о возлюбленном не хочет. А по-моему, делай что хочешь, только бы шито-крыто было. Я Катерине сказала, что, когда Тихон уедет, может свидеться с Борисом. Упиралась она. А я ужотка знала, что не утерпит, выскочит. Потом муж приехал. И не ждали его, а он приехал… Беда да и только. Как бы Катерина не выдала себя. Она ведь всё может. Бухнет мужу в ноги, да и скажет всё. Вот чего я боюсь… Воля-то у неё слабая. Глупая она, жить не умеет!
При изучении творчества Н. С. Лескова в 10 классе проводился литературный "суд" над героиней рассказа "Леди Макбет Мценского уезда". Трагедия героини предопределена прочно сложившимся бытовым укладом купеческой среды. В доме её мужа царит "скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже повеситься". И это, на взгляд некоторых читателей, оправдывает Катерину Измайлову, которая совершает целый ряд преступлений из-за любви, охватившей всё её существо.
Урок предполагает создание нескольких малых групп:
- следственная группа - анализирует нравы купеческой среды, определяет их влияние на героиню; изучает обстановку и атмосферу в семье Катерины Измайловой; рассматривает отношения между Катериной и мужем, свёкром, тёткой, племянником; характеризует отношения Катерины с приказчиком Сергеем; анализирует проявления характера Катерины, раскрывает причины её поступков, даёт им оценку;
- свидетели - дают правдивые и точные показания, опираясь на авторский текст;
- судья, присяжные заседатели, прокурор, адвокат - следят за следственной доказательностью обвинения и защиты, не допускают отступления от материала повести, подготавливают выводы;
- секретари - оформляют деловые бумаги;
- зрители - наши современники - анализируют поступок героини глазами современной молодёжи.
В процессе "суда", после творческого осмысления художественного текста, учащиеся приходят к выводу о виновности героини, которая ничем не отличается от представителей купеческой среды. Её любовь характеризуют как животную страсть. Даже первая встреча приказчика Сергея и Катерины неромантична: они меряются в силе, а понравился он ей острословием и лакейской выхолощенностью. Желая сохранить своё социальное положение, героиня пускает в действие яд; отравив свёкра, убивает мужа. Механически повторяемые убийства обнаруживают полное отсутствие у Катерины моральных барьеров. А убийство ни в чём не повинного племянника - кульминация драмы. Когда Сергей смеётся над любовью Катерины Измайловой, она, верная себе, губит и свою соперницу.
Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, заполняет информационное поле необходимого разнообразия, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инерцию. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры, обеспечивает усиление прогностического интеллекта в личности, развивает способности к самовыражению.
Сегодня большую роль в обучении может и должен играть компьютер. Литературные материалы, в том числе и игры, выполненные в электронном виде, могут применяться как в классной, так и в домашней работе, ребята самостоятельно с удовольствием создают литературные web страницы.
Развитию одарённости учащихся, как было уже сказано выше, способствует создание проблемной ситуации. Проблемно - диалогический метод обучения (метод открытого диалога в условиях диалога) должен являться основным в процессе обучения одарённых учащихся. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащийся самостоятельно открывает общую идею или проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс. Задания при применении этого метода просты по конструкции, но имеют высокую концентрацию творчества. Например, серия вопросов, одна строчка стихотворения, высказывания известных людей служат импульсом к творческой работе. Выделенная учителем совокупность проблем должна органически входить в систему уроков по художественному произведению и в систему подготовки по предмету. Иллюстрированием этого положения может быть серия вопросов в системе уроков по роману Л. Н. Толстого "Война и мир":
- В какой семье: Ростовых, Болконских или Курагиных - ты хотел бы жить?
- Какая она - счастливая семья?
- Лиза и Андрей Болконские. Почему они несчастливы?
- Наташа Ростова и Андрей Болконский могут создать счастливую семью?
- В чём истинная красота человека?
- Кто любимая героиня Л. Н. Толстого?
- Вы согласны со словами Пьера Безухова в адрес Долохова: "Вы…негодяй!"
- Духовные сомнения и радости Пьера Безухова.
- Как решается проблема личной ответственности человека перед лицом истории в романе?
- В чём вы видите величие человека?
- Что такое свобода?
Решение проблемных вопросов невозможно без развитого дивергентного мышления, которое непосредственно влияет на развитие творческих способностей. Это мышление опирается на воображение и служит средством самовыражения и порождения оригинальных идей. Согласно Гилфорту, оно характеризуется быстротой (способность высказывать maxколичество идей), гибкостью (способность высказывать широкое многообразие идей), оригинальностью (способность порождать нестандартные, не совпадающие с общепринятыми идеи), точностью (способность совершенствовать, придавать законченный вид своему продукту).
Изучать русскую классическую литературу, которая, по верному замечанию Г. Гачева, решает тайну и с х о д а человека ( для чего живёт, а не почему и как), смерти и бессмертия, а особенно произведения авторов ХХ века и новейшего времени, отличающиеся неоднозначностью образов, разветвлённой системой аллюзий и ременисценций, сложной метафоричностью языка, не представляется возможным без богатого гностического потенциала и развитого дивергентного мышления. Умение улавливать сложные идеи, воспринимать неоднозначные вещи, замечать тонкие различия, обнаруживать скрытые зависимости, чувствовать противоречия необходимы учащимся.
Например, при изучении пьесы М. Горького "На дне" рассматриваются образы Луки и Сатина, на которые не существует в литературоведении единой точки зрения, а следовательно, не может быть единой точки зрения и на нравственный смысл пьесы. Урок можно провести в форме нерегламентированной дискуссии на основе дискуссии, которую ведёт автор в пьесе о смысле жизни. Весь процесс поисковой мыслительной деятельности в дискуссии проходит несколько стадий исследования проблемы:
- информирование (вступительное слово, в котором объясняется замысел дискуссии);
- аргументация (выступление докладчиков с обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме);
- замечания (стадия возражений, вопросов со стороны оппонентов);
- критика (проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверки её на прочность);
- контраргументация (защита альтернативы после критического анализа);
- завершение (осуществление ориентации на практическую деятельность, например, написание сочинения).
Учитель должен помнить об общих способах стимулирования творческой активности учащихся (Callahan). Он обеспечивает на уроке благоприятную атмосферу, отказываясь от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка, остаётся тактичен в любой ситуации, поощряет высказывания и оригинальные идеи, широко использует вопросы дивергентного типа, предлагает собственную точку зрения, предоставляет возможность ребёнку задавать вопросы.
Учитель обеспечивает обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными материалами и стимулами с целью развития любознательности. В кабинете должен быть богатый фотографический материал по теме, репродукции с картин, критическая, мемуарная литература, звукозаписи, диафильмы.
После вступительного слова учителя, объясняющего замысел дискуссии, ребята предлагают альтернативные точки зрения на главные образы пьесы и смысл произведения в целом. Вот некоторые выдержки из этого спора:
-Горький в пьесе разоблачает утешительную ложь Луки с помощью Сатина, противопоставляет "подлинный" (революционный) и "мнимый" (христианский) гуманизм…
-"Сатин" созвучно имени "Сатана". Актёр называет его - "Навухудоносором". Как известно, Навухудоносор прославился тем, что разрушил "град Божий" Иерусалим. "Дважды убить нельзя", - заявляет Сатин в пьесе. "Не понимаю…почему - нельзя?" - недоумевает актёр. Аллегорический смысл слов становится ясным, если иметь в виду богомильский апокриф (известно, какой страстный интерес проявлял Горький к любой религиозной мысли, которая бросала вызов официальному богословию) об архангеле Сатанаиле, низвергнутом Богом с небес. Сатана низвергнут и более страшного наказания для него просто не существует.
Лука образовано от латинского lux-светоносный, свет. В переводе на русский язык имя Лука означает - "при восходе солнца родившийся". Горький сам писал во время создания пьесы в одном из писем: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью…Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского этакого - не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего". Лука и наполнил ночлежку добротой, верой, теплом и светом.
-Но во многих своих поздних высказываниях Горький настойчиво подчёркивал "пассивный анархизм" Луки. Так, обращаясь в письме к одному из критиков, он настойчиво просит: "Развенчайте Луку: это отнюдь не "положительный" характер, это ловко скрытый…проповедник - нигилист…в существе этой скверны лежит…злейший цинический нигилизм русских одиночек, "лишних людей", у которых нет сил "бороться за свободу своего Я в недрах общества". А Горький смысл жизни видел в активном жизнетворчестве: "Смысл жизни вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!" - писал он в поэме "Человек", которую назвал своим credo. Сатин выражает многие взгляды Горького.
Дискуссия заканчивается выводом о том, что метафизический смысл спора на страницах пьесы - отголосок спора "века" между разумом, рациональным знанием, и верой, сердечным чувствованием. Это спор вечный. Спор русский об уме и сердце, начатый Грибоедовым.
Дискуссия очень примечательна для развития самопознания и самовыражения, способности критически мыслить, уметь защищать свою позицию.
Работу над проблемой "Значение образа Луки" можно проводить и в форме урокка дебатов по теме: "Старик - шарлатан" - "Старик - не шарлатан", сформировав команды отрицания и утверждения. Не менее интересно использовать и приём "американская вертушка", при котором команды отрицания и утверждения, использовав все свои аргументы, меняются местами.
И. Я. Лернер создал в рамках проблемного обучения систему творческих познавательных заданий, в основе которой лежит степень самостоятельности учащихся при их выполнении. Учебные умения развиваются главным образом в процессе самостоятельной работы. В практике работы с одарёнными учащимися самостоятельная работа представлена в трёх видах:
- учебные задания на первоначальное восприятие учебного материала;
- учебные задания, направляющие ученика на систематизацию учебного материала (сравнения, выводы, обобщения), а также на самоконтроль;
- учебные задания, требующие исследовательской работы (решение проблем, самостоятельный сбор материала, составление заданий, написание творческих работ).
Задания для самостоятельной работы второго и третьего типа обеспечат самовыражение учащихся. Второй тип заданий основан на законе необходимого разнообразия в творчестве. Это может быть написание проективного конспекта, конструирование обобщённых моделей предмета исследования на основе справочной, энциклопедической и документальной литературы, составление сравнительных таблиц, схем. Таблицы по романам Л. Толстого и Ф. Достоевского могут служить примерами такого типа заданий.
Задания третьего уровня самостоятельности невозможно выполнить стандартными приёмами, соответствующие знания надо применять в новых условиях. Ребятам предлагается составить задания по изучаемому материалу, (многие любят составлять литературные кроссворды), написать сочинение, рецензию, исследовательский проект и др. Результаты этой работы особенно интересны. После изучения творчества М. В. Ломоносова, знакомства с жанром оды учащимся было предложено написать сочинения в этом жанре. Гимназисты, как и следовало ожидать, подошли к выполнению задания творчески:
Ода книге.
В противовес компанье шумной
Даруешь мудрость нам сполна.
О, книга, кладезь мысли мудрой,
Ты нам с младенчества дана.
В ученье или в развлеченье -
В тебе нуждаемся всегда.
Твои советы, наставленья
Нужны, как путнику вода.
Пока нас не оставят силы,
Нам будешь знания являть.
Тебя с рожденья до могилы
Всегда мы будем прославлять!
Дементьева Ирина.
Ода гимназическому буфету, сочинённая мною во время подготовки
к уроку литературы в ночь с 27 на 28 сентября 2001 года.
В буфете юношей питают
И девушкам поесть дают,
Жизнь гимназистов украшает
Этот любимейший приют.
Он после двойки нам утеха,
И в дни пятёрок не помеха,
О нём мы думаем всегда!
Среди друзей, с учителями…
И пропадают все печали,
Лишь появляется еда!
Кузьмин Виталий.
Учащимся можно предложить написать продолжение художественного произведения, предысторию или похвальное слово герою, создать декорации и костюмы к пьесе (особенно это целесообразно в искусствоведческих классах) в виде описания или рисунков и др.
Подобные задания на уроках литературы чаще всего бывают незапланированными, они возникают в результате эмоционального отклика на тот эмоциональный заряд, который несёт художественное произведение. В рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма" главная героиня забывает о своей матери, и только телеграмма о смерти самого дорогого человека заставляет её приехать в родную деревню: "Она застала свежий могильный холм на кладбище… Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести". Учащимся предлагается написать сочинение по мотивам рассказа: "Самый дорогой человек, я виноват перед тобой". Вот одна из работ:
"Самый дорогой человек…Конечно же! Вот они - слова, которые я так долго искал. Да, это, несомненно, они. Теперь я смогу всё тебе сказать. Это будет совсем просто: не нужно длинных фраз, путаных предложений, одному Богу понятных речей. Всё ушло. Остались только эти слова, которые помогут тебе понять всё, что я не смог сказать.
Слишком поздно? Да, наверное, теперь поздно говорить, поздно объяснять. Действительно, всё ушло. И никакие слова не помогут вернуть прошлое.
Я виноват? Да, наверное. Наверное, тем и виноват, что слова нашёл лишь сейчас. Виноват, что не смог объяснить тебе всё тогда. Виноват, что не заставил тебя понять всё раньше.
Не хотел? Нет, я пытался, пытался показать тебе своё сердце. Я думал, что ты сможешь увидеть его. Я и сейчас, быть может, всё ещё мечтаю об этом.
Память! Лишь она поможет тебе всё понять. Она всё сохранила. Воспоминания - всё, что осталось. Сердце всё так же хранит их, оно будет хранить их всегда. И когда-нибудь сердце всколыхнётся, поднимется пыль прожитых лет, растает туман улетевших надежд, упадёт пепел сгоревших желаний, а ты увидишь на всё ещё пламенном сердце знакомую надпись: Самый дорогой человек".
Васильев Андрей.
В обучении одарённых детей важную роль играют индивидуализированные задания. Они должны основываться на исходном уровне знаний, умений и навыков; видах одарённости; интеллектуальных умениях; предпочтительных когнитивных интересах. Можно предложить индивидуализированные задания четырёх видов: обязательные (назначенные учителем), альтернативные (выборочные), приведённые учителем для добровольного выполнения, добровольные задания, тему которых предлагают сами ученики. Особый интерес к изучаемому вопросу и творческий накал вызывают выборочные задания. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, в результате этого при анализе условий задания он активизируется более обычного, при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения заданий, он может испытать свободу выбора. Выбирается наиболее подходящее задание, появляется большая ясность, определённая удовлетворённость, и учащийся осознаёт ответственность за свой выбор, принимает сам решение. По мере взросления школьников потребность в такой свободе всё больше. Поиск приобретает захватывающий характер, степень погружения в деятельность наиболее оптимальная. Можно предположить, что задания добровольного характера повышают вероятность возникновения инсайта, интуитивно-логического осмысления желаемого, порождения проблем и проектирования их разрешения. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане последовательности их приведения, объёма, сложности, обратной связи.
В системе уроков по изучению лирики А. Блока первый проходит на тему: "Первая книга лирической трилогии (1897 - 1904). Цикл "Стихи о Прекрасной Даме".
Задание обязательное: Прочитать стихотворения первой книги. Какой предстаёт лирическая героиня в первой книге, какое место занимает в книге лирический герой? Подготовить комментирование стихотворения "Вхожу я в тёмные храмы…"
Задания альтернативные:
- Основные положения философии В. Соловьёва, воспринятые Блоком, нашедшие отражение в цикле "Стихи о Прекрасной Даме".
- "Биографический контекст" цикла "Стихи о Прекрасной Даме" (отношения с Л. Д. Менделеевой, топография Шахматова и Боблова ).
Задания для добровольного выполнения:
- Связь цикла "Стихи о Прекрасной Даме" с традициями русской романтической лирики.
- Образ Вечной Женственности у Гёте.
- Образ Лауры у Петрарки.
- Образ Беатриче у Данте.
Задания, которые предложили учащиеся:
- Символическое значение цвета в "Стихах о Прекрасной Даме".
- Иллюстрирование цикла.
- Художественное чтение избранных стихов наизусть.
По собственному желанию дети пишут стихи. Одарённые учащиеся в поэтическом творчестве овладевают самой сутью языка - возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие они только могут найти. При сочинении стихов дети находятся в состоянии вдохновения - напряжённой мобилизованности. Происходит наибольшая концентрация душевных сил. Стихи поражают разнообразием, отражающим индивидуальность авторов, глубиной, поэтичностью восприятия мира.
Я живу.
Я живу! Слышите? Я живая!
Я дышу! Зачем? Почему?
Почему…- я сама не знаю.
Не понять до конца никому.
Я живая, просто живая…
Жизнь моя, как снежинка в снегу:
Я живу, пока не растаю,
А растаю - ручьём потеку.
Жизнь! Я понять тебя хочу.
Почему, проклиная, люблю?
Я живу, потому что живу!
Я живу, потому что живая!
Не отдам тебя, жизнь, никому!
Не отдам! Сама разгадаю!..
Смирнова Люба.
***
По прихоти судьбы
С тобой мы можем разминуться
И, повторяя: "Если бы…" -
Души друг друга не коснуться,
Не повстречать свой идеал,
Не знать разлуки тленной…
На землю жёлтый лист упал,
Как память жизни бренной.
Громова Евгения.
При контролировании работ учащихся необходимо учитывать особую познавательную полифоничность и высокую психочувствительность одарённых школьников, особенности рикольной памяти и предимпрессинговых состояний, компонентов саморазвития. Следует помнить, что важнейшую роль в воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха (успех - это реализация цели) и связанное с ним признание. Известно, что не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Творческие задания должны отличаться разнообразием как в развитии способностей, так и в развитии интеллектуальных умений, способствовать формированию в процессе обучения смысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов одарённых учащихся. Они являются комплексными, включают элементы научного исследования, предусматривают различные виды информации (вербальной, знаковой, изобразительной), обеспечивают выход на практическую реализацию творческих идей.
Можно предположить, что если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, и поможет овладевать методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых учащихся.
Вход на сайт
Связанные статьи
Популярное содержание
Просмотры за всё время:
Последние просмотры:
- Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок II. Поэт и век. "За гремучую доблесть грядущих веков..."
- Проблематики текстов на ЕГЭ по русскому языку 2011 года
- Система работы классного руководителя в рамках социального проекта "Здоровый класс"
- Сценарий юбилейного капустника
- Развитие базовой способности понимания и коммуникации на занятиях по интерпретации текста