Самообразование учителя как условие повышения квалификации
(Тезисы доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Самообразование как информационно - коммуникационное взаимодействие". 2011г.)
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собствен
ными силами, собственным напряжением.
Адольф Дистервег.
В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.
Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики. Это посещение публичных лекций, музеев, других городов и стран.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности.Например, при подготовке к урокам литературы интернет - ресурсы позволяют побывать в музее писателя; просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; изучить библиографию; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы; привлечь учащихся для обсуждения возникших проблем на свой сайт, чтобы осуществить быструю обратную связь в комфортной, аутентичной образовательной среде. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.
Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется за рубежом. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - http://cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:
- общие представления в области информационных технологий;
- планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
- интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
- использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
- использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
- понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.
Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:
- Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;
- Курсы подготовки и переподготовки учителей, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; дальнейшее сопровождение деятельности педагога тьюторами; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей;
- Диагностика, позволяющая производить измерения и оценку результатов самообразования педагогов средствами ИКТ, диагностика качества цифровых образовательных ресурсов, отражающих уровень профессиональной компетентности педагогов; система зачётов по курсам, ориентированная на самообразование посредством ИКТ; система премирования по результатам работы: за издание методических пособий, разработку цифровых образовательных ресурсов, проектирование учебных занятий с их применением и др.
Всё выше перечисленное мотивирует педагога на самообразование посредством информационно - коммуникационных технологий, поможет ему овладеть сетевой культурой.
При использовании материалов Интернет - ресурсов необходимо соблюдать определённые правила поведения (например, учитывать авторское право), нормы общения на всевозможных форумах, в блогах и чатах. Речь идёт о культурном уровне и воспитанности человека, с помощью современных информационных технологий включённого в коммуникативный процесс во Всемирной паутине. В интернет - пространстве существует множество суб - культур, формирующих внутри себя собственные нормы и правила поведения, которые различаются по тематической направленности информационных ресурсов и форме подачи информации на них, но учитель, безусловно, должен быть и в Сети интеллигентным пользователем. Формируя свою ленту записями других пользователей, меняя список друзей, владелец сайта, блога способен контролировать не только объём и содержание, но и стилистику принимаемой информации, таким образом оказывать влияние на учащихся, на их духовное развитие, манеру общения, да и на весь социум. По сути дела, Сеть - это зеркало реальной жизни.
Во - вторых, у учителя должен быть высокий уровень развития пользовательских навыков, умение эффективно работать с информацией, как получая из интернета, так и размещая в Сети. Сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в форме Интернет - ресурса. Прежде всего, конечно, оценивается образовательная и научная польза ресурсов, их художественная ценность, но не менее важно выбрать удачную композицию, внести гиперссылки и переходы, создать удобное меню, выдержать стиль.
Поэтому самообразование целесообразно вести по нескольким направлениям: формирование интеллигентности в широком смысле слова; пополнение предметных знаний и знаний в области современных технологий образования; развитие навыков уверенного пользователя различных коммуникационных сервисов, формирование умений для создания собственных информационных ресурсов; включение в сетевые профессиональные сообщества.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании учителя. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
В настоящее время наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются: Интернет-государство учителей (intergu.ru), Педсовет.org (pedsovet.org), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Открытый класс (www.openclass.ru), Сеть творческих учителей (it-n.ru), Центр образовательного законодательства (lexed.ru), Российское образование. Федеральный портал (edu.ru), Федеральное агентство по образованию (ed.gov.ru), ЕГЭ (ege.edu.ru), сайт Всероссийских олимпиад (lit.rusolymp.ru),
Федеральный институт педагогических измерений (fipi.ru).
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Но самообразование как стихийный процесс, очевидно, будет неэффективным. Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литератур по выбранной проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой самообразования. Затем проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы перед коллегами. И наконец, педагог начинает использовать собственный опыт в работе и заниматься его распространением.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.
Использованная литература:
- Бражник А.В. "Культура видится на расстоянии. И по Сети...". Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования" №17.
- Владимирова Л.П. "Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании". RELARN-2007.
- Волкова О.В. "Самообразование педагога". Журнал "Справочник заместителя директора школы" №2, 2011 года.
- Ганин Е.А. "Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей". "ИТО-2003".
- Статирова О. И. "Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации". Научная электронная библиотека "Веда".