Turbofinger Arcade Racing for iOS

"Learning for Life" - Учёба для жизни

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

Дорогие коллеги! С началом учебного года вас!

С искренней надеждой и радостью отправляются дети 1 сентября в школу учиться всему необходимому для жизни, а учителя - их этому учить. Так хочется, чтобы наше образование было действительно жизненным по отношению к запросам времени, к ожиданиям учеников и их родителей, чтобы радостью для всех была встреча со школой.

Никто не сомневается, важны качественные и широкие знания, благоприятная для ребёнка школьная среда. Необходимо, чтобы приобретённые в школе знания пригодились для разрешения жизненных проблем, дальнейшего самостоятельного учения, успешной жизни в современном мире.

В преддверии нового учебного года я знакомилась с анализом результатов в исследовании PISA. Хочу поделиться некоторыми "открытиями", которые раньше для меня не были столь очевидными, а сегодня произвели особенно сильное впечатление и, надеюсь, лягут в основу моих новых подходов к преподаванию.

Качество образования включает в современном мире как качество результатов, так и качество условий обучения. Анализ результатов в исследовании PISA подтверждает, что мотивация и вовлечённость в процесс обучения являются своеобразной движущей силой учения. К тому же высокие показатели по этим параметрам свидетельствуют о качестве жизни школьников, поскольку говорят о том, что они заняты делом, которое доставляет им удовольствие. Важны все 4 отдельных фактора мотивации: внутренняя мотивация (интерес), внешняя (это мне пригодится в жизни), отношение к школе, чувство принадлежности к школе (определяется в том числе отношениями между учащимися). И задача учителя, по мере возможности, - заботиться о развитии всех сторон мотивации

Оценка собственных способностей ученика влияет на его реальную успешность. На международном уровне этот показатель рассматривается как важный показатель качества образования. Предполагается, что обучение, в частности по отдельным предметам, должно давать школьнику уверенность в себе. Мне кажется, большой вклад в приобретение ребёнком уверенности в себе при изучении определённого предмета может сделать учитель.

Обнаружена статистически значимая связь между тревожностью и мотивацией. Чем выше тревожность, тем ниже мотивация, и ниже достижения ученика. Бывает, тревожность возникает в результате поведения учителя. Часто мы, учителя, сомневаемся в учебных достижениях ребят, склонны негативно оценивать их. А ведь вера в учеников считается одним из необходимых профессиональных качеств педагога не случайно. Не секрет, что наиболее стресогенным являются выполнение домашних заданий и ситуация оценивания. В нашем образовании оценки используются для контроля и даже наказания, т.е. преобладает негативная обратная связь: оценка не используется как средство поощрения и основание для оказания помощи, а как средство для выявления оснований для наказания. Основанием для оценивания часто является выполнение домашнего задания, отсюда и тревожность. Оно воспринимается учениками не как пространство индивидуальной работы, дающее возможность самостоятельной деятельности, самоконтроля или простой тренировки, а как потенциально оцениваемая, причём негативно, деятельность. Вообще, процент всех видов контроля по России существенно выше по международной выборке, чем в других странах. А результаты не выше, возникает вопрос об эффективности этого вида деятельности.

Иногда тревожность в школе определяется низким качеством жизни в семье, и такой ребёнок нуждается в особой поддержке, всё-таки нельзя ко всем предъявлять одинаковые требования.

Конечно, оценка образования должна производиться с учётом качества результатов и качества условий обучения. Так вот я и желаю вам, дорогие коллеги, и себе, конечно, чтобы эта идея максимально реализовалась на практике. Чтобы у вас не пропало искреннее желание учить и учиться, чтобы источник любви и доброты к ученикам не иссякал, чтобы чувство нового не притуплялось, чтобы всегда была найдена возможность конструктивного решения любой проблемы в любой неконструктивной ситуации. С началом учебного года нас!

Наверх