Система работы классного руководителя в рамках социального проекта "Здоровый класс"

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

В 2010 году 22 апреля мир впервые отметил Международный день Земли. К нему приурочены исследования учёных, акции экологов и бизнес - инициативы. Забота о состоянии окружающего мира постепенно становится частью сознания людей.

Видимо, пришло время. По данным комитета GEOCHANGE, нарастают число и сила природных катаклизмов. В прошлом году от них погибли 320 тысяч человек (в 2009 - 15 тысяч). Не в нас ли самих причина этих явлений? Мы уже потеряли одно море - Аральское. Запасы чистой воды доступны лишь 46% населения нашей планеты, и только 0,5% мировых запасов воды можно считать безопасными для человека.

Все знают, что и запасы топлива не вечны и к тому же, сжигая его, мы усугубляем климатические изменения. Потребности в энергии растут, но отношение к энергетике не меняется. За те 25 лет, которые прошли после Чернобыля, три минуса АЭС никуда не исчезли. Любой из существующих ныне типов реакторов обладает неустранимыми дефектами. Проблемой являются и отходы: период полураспада плутония - 24 тысячи лет, никакой материал не сможет так долго защищать от радиации. К тому же, первые полгода работы атомные реакторы выбрасывают оружейный плутоний, выделить и собрать который возможно и не в мирных целях.

Отношение к природным ресурсам с позиции завоевания, контроля и эксплуатации не проходит бесследно, оно действует разрушающе и на самого человека. Сегодня человек, порвавший свою связь с природой (а ведь природа нас обеспечивает не только ресурсами для жизни, в ней есть нечто такое, что вызывает восхищение и поклонение, пробуждает наши чувства и помогает осознать ценность жизни), страдает физическими и душевными болезнями. В Москве по некоторым видам рака, особенно детским, в последние 4 года рост заболеваемости - 15 - 18%. Кто не знает о проблемах алкоголизма, наркотиков, захлестнувшей мир волне терроризма?

И если мы хотим, чтобы завтра для нас наступило, чтобы и после нас что-то сохранилось на Земле, мы должны осознанно и ответственно ради общего (и своего) блага относиться к миру, в котором мы живём. Нельзя ждать правительственных решений и надеяться на науку. Каждый должен делать то, что он может, что в его силах. Например, научиться внимательно относиться к природе и к себе. Читать этикетки и распознавать вредные добавки, убирать мусор и сажать цветы, зимой кормить птиц… Быть экологически грамотным - это ещё и быть толерантным, думать о других, не считать себя центром мира.

И вот мы с классом решили участвовать в социальном проекте "Здоровый класс". Сформулировали цель и задачи, выработали основные положения, определили наших партнёров, составили список мероприятий…

Цель проекта:

Создание условий для всестороннего гармоничного развития личности гимназистов, приобщение их к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту.

Задачи проекта:

  • Разработка и реализация системы мероприятий для всестороннего гармоничного развития личности гимназистов;
  •  Вовлечение гимназистов в практическую деятельность по сохранности собственного здоровья;
  • Повышение компетенции школьников по вопросам личной безопасности и гигиены;
  • Привлечение гимназистов к экологической деятельности по сохранению окружающей природы и гигиеническому контролю за помещениями гимназии;
  • Реализация системы мероприятий по привлечению гимназистов к физической культуре и спорту.

Основные положения.

Принципы:

  • Открытость (во времени и пространстве для всего нового),
  • Отсутствие жёсткой регламентации, учёт мониторинга изменений,
  • Непрерывность и преемственность,
  • Единство с образовательной деятельностью,
  • Личностная ориентация,
  • Свободное творческое самоопределение участников воспитательного процесса,
  • Самоуправление.

Участники:

  • Учащиеся 8-фт класса,
  • Педагоги,
  • Родители,
  • Представители общественных организаций и учреждений.

Критерии эффективности:

  • Сформированность коллектива, оптимальное его влияние на всестороннее гармоничное развитие личности,
  • Результаты участия классного коллектива в мероприятиях по сохранности здоровья, экологической деятельности, физической культуре и спорту,
  • Степень активности каждого участника в данных мероприятиях,
  • Максимальное удовлетворение потребностей каждого ребёнка, родителей, педагогов в персонализации.

Партнёры проекта:

  • Музей художественной культуры Новгородской земли г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3. Тел: (816-2) 777-044, (816-2) 77-42-56 Режим работы: ВТ-ВС, 10.00 - 17.30
  • РОСНОВЕЛТУР (Великий Новгород) Адрес: 173000, Великий Новгород, Санкт-Петербургская Б. ул., 39, офис 38, Новгородская обл. Телефон: (8162) 33-96-42
  • Академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского, Великий Новгород, ул. Великая, д. 14, тел.: (8162) 77-25-33, 77-34-45.

И мы приступили к решению поставленных задач.

Решение задачи:

  • Всестороннее гармоничное развитие личности гимназистов.

Время проведения

Мероприятия

Сентябрь

III Международная выставка каллиграфии

Октябрь

Всероссийский проект, посвящённый 630-летию Куликовской

Битвы "Куликово поле далёкое и близкое"

Ноябрь

Международный проект "Страны Евросоюза: Финляндия, Швеция"

Декабрь

Городская краеведческая игра - конкурс "Из Ганзы в Новгород"

Январь

Посещение выставки в Музее художественной культуры Новгородской земли

Февраль

Постановка спектакля по пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" для учащихся гимназии и родителей

Март

Посещение выставки в Музее художественной культуры Новгородской земли

Апрель

Посещение интерактивной выставки "Музейный цех фарфора"

Май

Городской проект "Посвящение любимому городу"

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

Последний звонок

Анализ проделанной работы показал, что поставленная задача на 2010 - 2011 учебный год была решена. Хочется привести некоторые отзывы учеников класса:

Степанова Маргарита:

"В ноябре мы совершили замечательное путешествие. Это было грандиозное событие! Мы узнали много нового о Скандинавских странах, людях, проживающих там, и их традициях. Это была великолепная возможность культурно общаться, приобрести навыки этикета, проявить самостоятельность и подружиться".

Кирилов Александр:

"Большой успех имел спектакль по пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор", поставленный нашим - 8 фт классом. Премьера прошла на родительском собрании. Повторный показ - в актовом зале на большой перемене. Был полный аншлаг!!! Гимназисты предпочли пищу духовную обеду в столовой. Это настоящий успех! Как естественно вошёл в роль Хлестакова Александр Долгих! Его признания в любви дочке и жене городничего запомнятся зрителям надолго. Образы представителей семейства городничего (Александр Кирилов) и чиновников были созданы не менее талантливо. Сколько чувства и страсти выразили Олеся Щендригина и Мишель Давыденко, исполнявшие роли слесарши и жены унтер-офицера! Хороши костюмы и декорации, афиша и музыка к спектаклю. Не подвели и ведущие. Надеемся увидеть ещё не одну премьеру в стенах нашей гимназии".

Хочется отметить существенную роль театра в жизни нашего класса. Мы посещаем премьеры и ставим ежегодно маленькие спектакли сами, все ребята мечтают получить в них роль. Мы репетируем не для того, чтобы изображать других людей, а чтобы начать "играть себя" - достоверно и талантливо. Обычная жизнь ограничивает свободу движений, на сцене происходит метаморфоза: подросток погружается в игру, а игра возвращает ему детскую естественность. Участие в спектаклях позволяет разрушить внутренние барьеры, снять зажимы, человек чувствует свою силу и цельность.

Щендригина Олеся:

"Накануне празднования 630 годовщины Куликовской битвы в рамках проекта "Куликово поле - далекое и близкое" в 18 российских музеях были открыты фотовыставки авторских работ Р.Солопова "Куликово поле. Знаки. Символы. Воплощения". Мы 21 сентября отправились в Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, смотрели замечательный фильм о Куликовской битве, участвовали в викторине. В основу проекта была положена объединяющая идея самой Куликовской битвы, когда, по словам Л.Н. Гумилева, пошли на поле Куликово рати разрозненных княжеств, а вернулся единый русский народ. Страницы истории нашего Отечества, история Куликовской битвы и Первое ратное поле нашей страны благодаря участию в проекте стали ближе учащимся нашего класса".

Валин Глеб:

 "Мы с удовольствием второй раз участвовали в городском проекте "Посвящение любимому городу". Фотографировали Великий Новгород, писали о нём сочинения. И пять человек стали призёрами конкурса! Их работы напечатаны в городском сборнике. В награду нас пригласили в путешествие по средневековью. Мы посетили крепость Копорье и Ивангород, а также полюбовались городом Кингисеппом и Нарвскими водопадами.

Сначала мы добрались до Копорья. Крепость сохранила своё величие, хотя время не щадило её. Мы окунулись в атмосферу средневековья, поднимались в башни, ходили по широким стенам, спускались потайными ходами.

Затем мы отправились в Ивангород, завернув к Нарвским водопадам. Даже императрица Екатерина II отмечала в своих дневниках, что нет места прекрасней. В крепости мы изучили "ловушки" для врагов, насладились живописным видом стоящих друг против друга русской и эстонской крепостей. Мы очень довольны поездкой".

Акатова Люба:

"3 и 4 декабря 2010 года учащиеся нашего класса от лица гимназии приняли участие в городской краеведческой игре-конкурсе "Из Ганзы в Новгород". Игра проходила в два этапа.

Первый этап был посвящен представлению ганзейских городов. Мы изучали историю Ганзы, костюмы ганзейских купцов, корабли, на которых они доставляли товар в Новгород. 4 декабря нам предстояло совершить путешествие по нескольким станциям, которые были расположены в разных местах Торговой стороны города. Мы отвечали на вопросы викторин, проявляли сноровку и ловкость в мореходном деле.

Игра проходила впервые в нашем городе, и мы рады, что приняли в ней участие. Мы научились вести себя в экстремальных ситуациях, проявили командный дух, творчески отнеслись к делу - и заняли II место".

Назарова Лиза:

"Помнить историю, знать её героев - наш священный долг. Это наши корни, которые помогают быть устойчивыми в жизни перед любыми невзгодами. Поэтому каждый год 9 мая мы участвуем в мероприятиях, посвящённых памяти сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. В прошлом году мы выступали у Вечного огня с поэтической композицией. Мы видели слёзы на глазах ветеранов и понимали, насколько необходимо то малое, что нам под силу сделать. В этом году мы пригласили ветеранов в наш класс, и были потрясены их рассказами о событиях на дорогах войны".

Решение задач

  • Повышение компетенции школьников по вопросам личной безопасности и гигиены;
  • Вовлечение гимназистов в практическую деятельность по сохранности собственного здоровья.

Для решения данных задач мы составили план проведения классных часов и воспользовались материалами брошюры "Азбука безопасности и здоровья. Инструкции и рекомендации для гимназистов"./Ав. сост. А.С.Гормин - Великий Новгород: Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки, 2005.

Время проведения

Классные часы

Сентябрь

Важные рекомендации по поведению в экстремальных ситуациях и их предотвращению.

Октябрь

Правила техники безопасности в гимназии.

Ноябрь

Правила техники безопасности на внеклассных, внешкольных мероприятиях, при участии в общественно-полезном труде.

Декабрь

Влияние токсических и психотропных веществ на здоровье человека.

Январь

Режим дня гимназиста и здоровье.

Февраль

Профилактические и гигиенические мероприятия, помогающие сохранить здоровье.

Март

Конференция "Личная гигиена"

Апрель

Дискуссия на тему "Окружение определяет поведение человека, или он сам может решить, что хорошо, а что плохо".

Май

Правила техники безопасности во время экскурсий за городом, в походе.

Мы изучили "Азбуку безопасности и здоровья", участвовали в конкурсе плакатов, направленных против курения, алкоголизма и наркомании, аргументировали свою позицию в диспуте "Окружение определяет поведение человека, или он сам может понять, что хорошо, а что плохо", провели конференцию "Личная гигиена", посетили Музей воды и Музей гигиены в Санкт - Петербурге.

Решение задачи

  • Привлечение гимназистов к экологической деятельности по сохранению окружающей природы и гигиеническому контролю за содержанием помещений гимназии.

Мы стали участниками международного проекта "Кибоко".Этот проект является уникальным средством культурного обмена, позволяет его участникам делиться историями своей жизни. Независимо от возраста и национальности, участники Проекта получают возможность не только общаться со своими коллегами из разных стран с помощью масок, фильмов и искусства в целом, но и узнать что-то новое о себе посредством этого общения. Темами обсуждений становятся такие важные вопросы, как проблемы здоровья, общества, семьи, и мнение и опыт каждого из участников, которые являются жителями столь непохожих друг на друга уголков мира (Америка, Африка, Европа) вносят значительный вклад в развитие Проекта. Этот своеобразный диалог - первый шаг к приобщению к культуре и традициям различных стран. Активные участники проекта "Кибоко" от нашего класса: Валин Глеб, Кирилов Александр, Иванова Лиза, Панкратова Ксения.

Мы ведём  исследование окружающей природы, разработали собственные проекты по решению обнаруженных проблем: "Определение степени угрозы оползневых процессов на территории Кремля Новгородской области", "Экологические проблемы Великого Новгорода". Участвуем в неделях защиты животных, птиц и растений, осуществляем сбор подписей под петицией о сокращении использования пластиковых пакетов, следим за чистотой в гимназии и в нашем городе.

Решение задачи

  • Реализация системы мероприятий по привлечению гимназистов к физической культуре и спорту.

Мы постоянные участники спортивных соревнований, выступаем на городском и региональном уровне за честь гимназии. Любим ходить в походы и путешествовать на велосипедах. Этот учебный год завершили походом в государственный природно-ландшафтный заповедник "Саблино", побывали в пещерах и посетили водопады на реке Тосна и Саблинка.

Анализ результатов работы по проекту показал, что для самовыражения не нужно прибегать к правонарушениям, табаку или алкоголю. Можно проявить себя в хороших делах. Разнообразные направления деятельности класса позволили каждому выбрать дело по душе. С нами вместе всегда были наши родители. Появился стимул добиться большего, и принято решение на следующий учебный год продолжить разработку проекта. Стало очевидно, что благодаря совместной деятельности можно жить лучше, радуясь красоте этого мира и друг другу, чувствовать себя увереннее, быть в хорошем настроении и повысить самооценку.

Наверх

Вход на сайт