ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 110 и 120. Текст по И.С. Шмелёву
(1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно. (З)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какой-то старичок в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.
(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё... (8)И я узнал голосок Марса. (9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.
-(10)Вы слышите? (11)Собака... (12)Ведь это же неприятно!
(13)Вой усиливался и начинал переходить в какое-то завывающее рыданье.
-(14)А, чтоб тебя! - вырвалось у делового человека. -(15)Волк чистый.
(16)Вой рос и тянул за сердце.
-(17)Удивительные порядки! - строго сказал старичок. -(18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут...
(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.
-(20)3а хвост да в воду, - сказал деловой человек. - (21)Вот собак навели...
(22)Надо сказать правду - вой становился невыносимым.
-(23)Его необходимо выпустить, - говорю помощнику капитана. (24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и
извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.
-(27)И охота вам возить собак! - говорит несколько примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.
(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо-тихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:
-За хвост да в воду!.. (33)Я открыл глаза.
-(34)В воду! - кричал тонкий пронзительный голосок. - (35)Вон! Вон!!!
-(З6)Потонул... (37)Это ужасно.
-(38)Если попросить капитана?.. (39)Смотрите, он ещё плывёт!!! (40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.
-(42)Господин, ваша собачка за бортом...
(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов. (46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.
-(47)Всё плывёт, сердешный...
-(48)Тоже живая душа, жить-то хочется... (49)Нет, опять захлестнуло...
(50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Кто-то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто-то тяжко сопит над моим плечом.
(54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые
часы.
-(56)Спустить шлюпку-у!!!
(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к шлюпке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут.
-(71)Браво! (72)Ур-ра! - дружно прокатывается по палубе.
-(73)Молодцы! - кричит над самым ухом деловой человек. -(74)Знатно!
(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, - спасён.
(По И.С. Шмелёву*)
Информация о тексте
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1. Проблема единства и разобщенности людей. (Что способно объединить людей?) |
1. Стремление удовлетворить свои мелочные эгоистические интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет. |
2. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми?) |
2. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон. |
3. Проблема сострадания. (Достойны ли сострадания животные?) |
3. Каждая живая душа достойна сострадания. |
Вход на сайт
Связанные статьи
Популярное содержание
Просмотры за всё время:
Последние просмотры:
- ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 113 и 118. Текст по В. Надыршину
- Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок I. Поэт и слово (продолжение)
- Интервью
- Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика 2
- Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок I. Поэт и слово. Контрольные материалы