Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория

Теория. Работа над содержанием сочинения.

(первая часть из цикла статей, вторую часть цикла вы найдете здесь: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика")

Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на ЕГЭ по русскому языку в части С текст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся несколько проблем, а не одна. Выпускник имеет право выбрать любую из поставленных проблем, но определять позицию автора, комментировать, высказывать свою позицию он обязан по выбранной им проблеме. Поэтому целесообразно найти основную проблему текста и работать именно с ней, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало всем критериям проверки и оценки ЕГЭ по русскому языку части С.

1.       Определение проблемы текста.

Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?

Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

  • начало текста,
  • начало основной части,
  • конец основной части или абсолютный конец текста.

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

  • проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,
  • проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
  • проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

2.       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Ещё раз нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:

  • оценочной и специальной лексики,
  • эмоционального тона текста,
  • художественных средств,
  • композиции произведения и т.д.

Также автор может рассказать о истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны с сформулированной выпускником проблемой.

3.       Отражение позиции (основной мысли, идеи) автора текста.

Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.

4.       Формулировка своей позиции по проблеме исходного текста.

Не будет лишним повторить, что свою позицию выпускник формулирует по проблеме, уже выбранной им из текста и прокомментированной. По той самой проблеме, решение которой уже предложено автором текста, и это решение выпускник сформулировал как позицию автора. Выпускник должен не просто обозначить своё согласие или несогласие с мнением автора, а четко, тезисно выразить своё отношение к проблеме и авторской позиции.

5.       Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Это самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку в части С, за него ставится 3 балла. Здесь выпускник может продемонстрировать свой уровень общего развития и степень зрелости личности. Выпускнику желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и понимать аргументы в исходном тексте, давать им оценку с точки зрения силы/слабости и, самое главное, самому уметь подбирать аргументацию разных типов к своим рассуждениям. Можно выделить несколько типов аргументов.

  • Естественные. Называются конкретные факты, или цифры, или свидетельства.
  • Логические. В сочинении должен быть четко сформулирован тезис, к нему приводятся логические доказательства (аргументы), приведение аргументов завершается объяснением, почему они подходят к этому тезису. Вводятся логические аргументы в текст с помощью слов - предположим, допустим, следовательно, очевидно и т. д.
  • Эмоциональные. Приводимые факты рассчитаны на приятные или неприятные ассоциации, при этом признаки других типов доказательств отсутствуют.
  • Этические. Приводимые факты рассчитаны на положительную или отрицательную оценку с точки зрения ценностей, традиций, принятых в обществе.
  • Ссылка на авторитеты. Приводится ссылка на известного в данной области человека, специалиста, или очевидца, участника событий, или типичного представителя некоего политического, религиозного или другого типа сообщества.

Нужно помнить о том, что целесообразно подбирать аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Такие аргументы относятся к сильным. Чтобы получить максимальное количество баллов, один из приведённых аргументов обязательно должен быть из художественной, публицистической или научной литературы. Но если художественное произведение, из которого берётся пример в качестве аргумента, прочитано только в кратком изложении, вряд ли оно понято, не стоит рисковать и пользоваться им для аргументации собственного мнения.

6.       Выстраивание композиции.

Созданные выпускником части текста должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связи, существующих в русском языке: повторов, синонимов, местоимений, вводных слов и выражений и т.д. Пишущий сочинение постоянно должен обращаться к сформулированной им проблеме текста, соотносить с ней комментарии, затем позицию автора, свою позицию, и наконец, аргументы. Когда работа готова, следует проверить эту связь ещё раз.

В завершении работы следует подумать о подборе зачина (вводной части, вступления) и концовки (заключения).

Теперь можно проверить речевое оформление.

Наверх

Вход на сайт

Связанные статьи