Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С), работа над речевой связностью сочинения. Практика

К 5. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью сочинения. Практическое занятие.

При написании сочинения необходимо помнить о смысловой и грамматической связи между частями работы. Эта связь обеспечивается использованием различных лексических и грамматических языковых средств: лексического повтора, синонимов, антонимов, союзов, местоимений, наречий, вводных слов и сочетаний, соотнесённости видовременных форм глагола, порядка слов, неполноты присоединяемых предложений.

Обеспечить смысловую связь между частями текста помогут и предложения, которые подведут итог сказанному в рамках части, подготовят к восприятию содержания следующей части сочинения или выполнят одновременно обе названные функции.

(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с теоритической частью: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С), работа над речевой связностью сочинения. Теория")

Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1).

Предлагаем вам придумать предложения, которые последуют за вступлениями к сочинениям из статьи "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Вступление к сочинению. Практика 2" и будут связывать вступление с основной частью.

Затем вы можете проверить свои варианты с предложенными нами.

Вариант 1.

Утро - это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В.Солоухина.

Возможное продолжение:

Автор в тексте ставит проблему взаимоотношения человека и природы. Он рассуждает о том, что можно написать, рассказать о "вкусе земной живительной свежести". Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека наедине с природой.

Для связи используются лексические повторы, контекстные синонимы. А также глаголы одинаковых видовременных форм: пробуждается, создают, передаётся, ставит, рассуждает, охватывает.

Текст 2 (Вступление к сочинению. Текст 2).

Вариант 4.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам -

Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспомнились мне, когда я читал текст Ф.Искандера "Дедушкин дом".

Возможное продолжение:

Ф.Искандер затрагивает в тексте проблему сохранения благотворной связи человека с "родным пепелищем", "отеческим гробами". Чем человек становится старше, тем он больше ощущает, как ему не хватает "дедушкиного дома", дома детства, который помогает издали, делает человека сильным и уверенным в себе.

Для связи используются лексические повторы, близкие по значению выражения. А также глаголы одинаковых видовременных форм: обретает, затрагивает, становится, ощущает, помогает, делает.

Текст 3 (Вступление к сочинению. Текст 3).

Вариант 5.

В жизни редко бывает так, что люди полностью соглашаются друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л.Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая выбрать тактику, которая будет способствовать успеху обсуждения.

Возможное продолжение:

Автор затрагивает в тексте актуальную проблему поведения людей во время спора. Одни люди в конфликтных ситуациях держатся уважительно по отношению друг к другу, основательно аргументируют свою позицию. Другие в грубой форме обрывают оппонента, унижают его и оскорбляют. По мнению Л.Павловой, в споре выиграет тот, кто умеет на лету уловить изменения в поведении оппонентов, правильно выберет собственную тактику.

Для связи используются лексические повторы, синонимы, близкие по значению выражения и глаголы одинаковых видовременных форм: не доверяет, пытается, описывает, обращает, затрагивает, держатся и т.д.

Текст 4 (Вступление к сочинению. Текст 4).

Вариант 6.

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.

Возможное продолжение:

Мне кажется, в семнадцать лет нет человека, который не мечтал бы о настоящей дружбе. Именно эта проблема меня особенно затронула в тексте. Автор считает, что такая дружба бывает крепче и вернее родственных связей, она основана на правде и порядочности. Настоящий друг спасёт, рискуя собственной жизнью, перед ним стыдно за плохо, нечестно сделанную работу.

Для связи используются лексические повторы, близкие по значению выражения, местоимения и глаголы одинаковых видовременных форм: имеет, связывают, значит, считает, бывает.

Текст 5 (Вступление к сочинению. Текст 5).

Вариант 7.

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С.Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Возможное продолжение:

Проблема интеллигентности и интеллигенции, поднятая С.Залыгиным в тексте обсуждалась не однажды в прессе и на телевидении. Каким должно быть искусство: литература, музыка, живопись - существуют в нашем обществе разные мнения. С.Залыгин же убеждён в том, что становится классикой и имеет подлинную ценность только искусство, созданное интеллигентными людьми, умеющими выразить духовный мир народа, его склад ума и устремления.

Наверх

Вход на сайт

Связанные статьи