ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 108 и 130. Текст по В. Почуеву
(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.
(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:
-(З)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!
(5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращенный к ней, или реплика в никуда?
-(7)Это же было во время войны! - тихо сказала она.
(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.
-(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!
(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.
-(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!
(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул.
-(17) Честно - это как? - спросил он, хищно прищурив глаза. - (18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут - двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно!
(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:
-(24)Это будет примерно по четыре килограмма...
-(25)Вот как! - усмехнулся Нестеров. - (26)У меня есть брат и сестра - нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один - тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз - и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий военную тайну врагу загнал...
-(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (ЗЗ)Чего ты передёргиваешь?
-(34)А, вон ты как? (35)3начит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе - чтоб хорошо, а для других - чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно...
-(40)А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга!.. - перебил его Димка.
-(42)Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)3ачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться - и всё! (45)3ачем тогда работать - это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками... (48)И нечего тут своей философией голову людям морочить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели...
(50)Яшёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова... (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.
(По В. Почуеву)
Информация о тексте
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чём заключается конфликт общественных и личных интересов?) |
1. Конфликт заключается в том, что личность осознаёт свою значимость в обществе и часто оказывается перед выбором: жертвовать собой ради общего блага или ставить свои интересы или интересы своих близких выше общественных. |
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?) |
2. Забота о каждом человеке, о его благе является главной целью подлинно гуманного общества. |
3. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?) |
3. Когда оппонентами движет не нравственное чувство, не глубокая вера в свою правоту, а желание доказать всем своё превосходство над соперником, основная цель спора - обретение истины - не будет достигнута. |
Вход на сайт
Связанные статьи
Популярное содержание
Просмотры за всё время:
Последние просмотры:
- Дипломы учащихся
- Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С), работа над речевой связностью сочинения. Теория
- ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 106 и 128. Текст по Д.А. Волкогонову
- Изучение средств художественной изобразительности на уроках словесности
- Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика