Россия: национальный вопрос

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

Российский премьер и кандидат в президенты от партии власти Владимир Путин опубликовал в "Независимой газете" статью "Россия: национальный вопрос". Одна из проблем, поднятых в статье, - "формирование мировоззрения, скрепляющего нацию".

Цитирую: "Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур".

Как соотнести эти установки с тем, что происходит в школе на самом деле, со стандартами второго поколения, по которым литература не является базовым предметом для всех профилей обучения?

И далее: "В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах".

Возникают новые вопросы. При сегодняшнем цейтноте, когда школьники не могут прочитать книг по программе, куда, кстати, включена классическая литература (а её-то уж точно должен знать каждый, кто претендует на статус культурного и образованного человека), им предложить ещё 100 книг прочитать? И экзамен сдать?

Идея составления списка литературы и привлечения выдающихся деятелей культуры к отбору произведений не нова. В 90-ые годы делалось то же самое, и теми же методами. Из школьной программы по литературе убрали несколько произведений, а добавили десятки (я говорю о программе 9-11 классов). И преподавание литературы превратилось ещё более, чем это было прежде, в информирование школьников о литературе. Ведь на изучение одного стихотворения, например такого, как "Определение поэзии" Б.Пастернака, чтобы подросток захотел дойти "до самой сути", как это было принято у поэта, нужно не менее двух часов. И прочитать, и прочувствовать, и обдумать, и в словарь заглянуть (чтобы на лексическом уровне уразуметь), и контекст изучить, и чужое мнение выслушать, и своё высказать, и не упустить возникающие ассоциации, реминисценции… да мало ли. А учителю ещё надо оценить работу ребят, провести диагностику "развития их базовых способностей и духовного роста".

По-моему, уже составленные списки, например "Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе", вполне отвечают образовательным целям. Ведь в кодификаторе - 87 книг! В том числе не единичные стихи, а по 15-25 каждого включённого в список поэта, такие масштабные произведения , как "Мёртвые души" Н.В.Гоголя, "Война и мир" Л.Н.Толстого, "Тихий Дон" М.А.Шолохова, "Доктор Живаго" Б.Л.Пастернака. Не стоит забывать, что для изучения классики необходимо знание сведений из области теории и истории литературы. Сколько же часов нужно в неделю, чтобы школьнику всё прочитать, освоить, выучить? Вот и изучается с удовольствием первое произведение в начале учебного года…

Жаль, что списков много (программ несколько), а ни один учебник не обеспечивает достойного контекста для изучения текста художественного произведения, в них так и не появились приемлемые (с учётом возрастных особенностей школьников и современных требований к преподаванию литературы) упражнения и задачи. И всё опять зависит исключительно от личности учителя. Но подобные трудности существовали и раньше, а дети читали больше. Видимо, камень преткновения - отсутствие мотивов. На днях талантливый ученик, "отличник, олимпиец", настаивал на том, что часов на литературу в 9 классе слишком много (3 в неделю), нужно их использовать для изучения русского языка, ведь по русскому языку экзамен есть у всех, а литературу никто не сдаёт (сдаёт одна девочка - филологического профиля в гимназии нет). Как своевременна идея В.Путина: можно устрашить честолюбивого мальчишку! Ребёнку сложно понять, да и многим взрослым, что нельзя "натаскать" на написание сочинения. Это "с успехом" делается сегодня в школе - улыбнутся многие. Да, но и результат - меркантильность, ограниченность, циничность. Для сочинения требуются собственные мысли, а не вызубренные чужие, и выразить их человек сможет ясно, если много читает классических текстов, глубоко их чувствует и понимает.

Я считаю, пусть будет не 100 книг, а меньше, но будут созданы условия для качественного чтения, "проживания" и изучения художественных произведений. А там уже на основе приобретённых знаний, техник постижения текстов, развившихся способностей ученик, самостоятельно применяя этот багаж, сможет читать с удовольствием серьёзную литературу (разных родов, жанров, стилей, времён…), выполняя на самом деле колоссальную работу воспитания души и формирования мировоззрения, объединяющего нацию и всех людей.

Идея В.Путина широко обсуждается в средствах массовой информации. Я посмотрела видео на сайте "РИА Новости", где для дискуссии по данному вопросу за круглым столом встретились С.Есин, В.Ерофеев, М.Замшев и Е.Соколова. С их размышлениями можно согласиться. Сегодня по речи представителей власти, действительно, понятно, что "обязательный список из 100 книг" у них не прочитан. В нашем обществе становится заметным отсутствие человеческой индивидуальности, даже представители публичных профессий не особенно отличаются друг от друга. Статус российского учителя, системы образования в целом, не отрицаю, низкий. Политика государства не направлена на его повышение. Наконец, я тоже за серьёзную подготовку преподавателей литературы, обеспечение им возможности развития. Конечно, нужна продуманная система мер для изменения создавшейся ситуации. Но после просмотра видео осталось впечатление, что это я уже много раз слышала. Забавной показалась запись А.Навального в его Twitter: "С завтрашнего дня, я так понимаю, в вузах начнут вводить "100 книг". Ну и отлично, это хорошая идея". И предложение И.Кобзона: "Список должен предложить В.Путин" (по данным NEWSru.com).

Мне кажется, такой список из 100 книг совершенно необходимо создать! И предложить проявить свои знания по данной литературе и выразить мировоззрение всем, кто претендует на посты государственной гражданской службы. Сделать это можно в форме сочинения. А чем выше пост, тем шире список…

Надежда Вылегжанина ("Новгородские ведомости") поинтересовалась, какие книги я бы включила в обязательный список литературы. Если иметь в виду книги для "формирования мировоззрения, скрепляющего нацию", то, на мой взгляд, в программу по литературе они уже включены. Это народные сказки, мифы, жития, "Слово о полку Игореве". Стихи и "Капитанская дочка" А.С.Пушкина; стихи, "Песня про… купца Калашникова" и "Мцыри" М.Ю.Лермонтова; "Ревизор" и "Мёртвые души" Н.В.Гоголя; "Война и мир" Л.Н.Толстого; "Судьба человека" М.А.Шолохова; "Василий Тёркин" А.Т.Твардовского; "Матрёнин двор" и "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына… Но где-то это я уже встречала: изучение литературы для…

Если же у меня спросят, что почитать современному подростку не из школьной программы, то я посоветую антиутопию Л. Лоури "Дающий", потому что создать идеальный мир в реальности невозможно, и ребёнок должен учиться жить в реальном мире, преодолевая трудности, мужая. Роман У.Голдинга "Повелитель мух", потому что там рисуется ситуация, когда всё зависит от героев-детей, ведь от взрослых они отделены океаном. "Кима" Р.Киплинга, потому что герой книги удивительно цельный и живой, в нём соединились житейская оборотистость, хитрость, ловкость, умение найти подход к любому человеку и чувство юмора с кротостью и добротой. "Нетерпение сердца" С.Цвейга. Эта книга о жизни и любви девушки, казалось бы, обречённой на одинокое существование, потому что она инвалид - у неё нет ног. Но героиня доказывает обратное, именно благодаря юной девушке понимаешь, что человек не песчинка, и в наши дни его воля должна браться в расчёт. Конечно, "Сталкера" Стругацких: это нормально, когда сильные и яркие личности привлекают, а человечность в чести. Эти книги, такие разные, притягивают и захватывают читателя.

В заключение, мне хочется сказать, перефразировав слова Д.Голсуорси, что никто не может заставить человека чувствовать и видеть жизнь так, а не иначе, поэтому читать молодёжи надо много хороших, и самых разных, авторов, чтобы сформировалось мировоззрение, нравственные принципы и эстетический вкус. А список из 100 книг, предложенный видными деятелями культуры, не помешает в начале этого пути как возможный ориентир.

Комментарии

Ирина Юрьевна, очень хорошая статья! Давайте отправим ее Волкову в "Литературу" - будет повод для широкого разговора на важную тему. С.Л.

С удовольствием! Меня эта проблема очень волнует. Спасибо за комментарий.

Наверх