administrator
administrator
Не в сети

Приглашаем к обсуждению вопроса "Зачем читать художественную литературу?". Выскажите, пожалуйста, своё мнение.

кудряшка
кудряшка
Не в сети

Друзья, мой возраст дает мне право ответитить на этот вопрос так: "Для удовольствия, для того, чтобы держать себя в тонусе"

И.Л. Шанаева

 

viu
viu
Не в сети

Может быть, кому-то ещё не известны слова гениального Альберта Эйштейна:  "Достоевский мне дал больше, чем все математики мира"?

 

viu
viu
Не в сети

На мой взгляд, и Юрий Лотман ответил на заданный вопрос: "Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту книгу.

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту книгу".

viu
viu
Не в сети

Вам не кажется, что любой состоявшийся человек, уважаемый людьми, говорит о необходимости читать классическую литературу?

"Человек подставил лестницу к очень высокой стене и лезет наверх. Это опасный, длительный подъём: то нога соскользнёт, то лестница зашатается, того и гляди упадёт. Он лезет, а цели-то впереди не видит, не знает, зачем он лезет. И вот в результате неимоверных усилий он наверху. А оказывается, он не того хотел, смысла-то в подъёме не было. И сил на другой подъём уже нет. Это притча о молодых, которые выбирают неверный путь в жизни. И я хочу поделиться с ними своим опытом. Нет, не своим, а опытом русской классической литературы, которая теснейшим образом связана с русской православной традицией" - эта притча рассказана патриархом Кириллом.

Юрий
Юрий
Не в сети

       Зачем нужно читать художественную литературу? Ведь есть кино- и телеэкранизации произведений, краткие их пересказы (что просто абсурдно), критические статьи в книгах и в Интернете. Зачем надо напрягаться: за тебя это сделал (прочитал и написал) другой человек. Конечно, в России найдётся достаточное количество людей, которые прекрасно обходились (обходятся и будут обходиться)  без чтения. Они, в лучшем случае, после работы "посвящают" себя просмотру "ящика" - ноги в потолок - с низкопробными передачами. В худшем - пьют горькую или (что-то пострашнее делают) …  И огромный, вселенский мир сюжетов, персонажей, композиций, характеров, деталей пролетает мимо них. Плохо это или хорошо? Философский вопрос! Многие скажут: "Для кого как. Кесарю - кесарево, а слесарю (извините) - слесарево. Они и без чтения проживут И детей нарожают и их вырастят, и особняк построят, и за садом будут ухаживать, и деньги большие заработают  и т. д. и т. п.". И в этом у "нечитателей" есть своя правда: "От поведения Евгения Васильевича Базарова не повысится производительность труда у Петра Ивановича Петрова на заводе "Старт"…

       Но… вспоминается любимое детство, когда я плакал искренне, когда мой любимый герой умирал или наступал конец захватывающему приключенческому роману, а я ждал продолжения, автор же его не написал. Это была трагедия ищущего сердца. Чтение тогда было частью меня, я делился прочитанным с друзьями, родными. От красиво выстроенного сюжета любимого романа я напевал знакомую мелодию, идя домой из школы, и вырисовывал новые ходы для своих персонажей. Ведь меня дома, на тумбочке возле дивана, ждала ещё не прочитанная книга Жюля Верна с закладкой. И постепенно, постепенно рождался некий новый мир в моей душе, соотносимый с неким собственным открытием. Сюжет, порой, не давал тебе покоя, заводил, заносил, перепахивал сознание, определял настроение…  Иногда я спорил мысленно с автором, категорически не соглашался с ним, когда мне не нравился очерченный им ход событий. И неважно было, что и века разные, и страны другие. Суть, как я понял потом, в магии слова, которое притягивало, завораживало, окрыляло…  И потом не отпускало и … не отпускает до сих пор.

            Чтение  - это определённая работа мысли, потому что ты должен знать и осознавать, что ты читаешь. Но это и наслаждение, упоение языком и его узорами, арабесками, орнаментом, кружевом, которые писатель изящно, невидимо, неуловимо создаёт, вплетает в нить, ткань сюжета. И вот - произведение искусства, кладовая сердца.

Чтение - познание эпох, диалог культур. По художественным произведениям можно изучать историю (по романам "Тихий Дон" М. А. Шолохова и "Хождение по мукам" А. Н. Толстого - гражданскую войну, "Война и мир" Л. Н. Толстого - вторжение Наполеона  в Россию в 1812 году и т. д.). Они порой лучше всяких документов и архивов рассказывают о том или ином реальном событии.

Чтение - это и познание себя в этом, отнюдь не милосердном мире. Особенно это достигается в художественной литературе.  

Остаётся вопрос: если читать, то что. Кто-то предпочитает чтиво вроде Сорокина, Марининой, Донцовой, Устиновой. Но вспомним непререкаемого классика Ф. М.Достоевского, который писал:

"Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное".

Пройдёт немало времени, и электроника с цифровыми технологиями поглотит буквально всё. Но если вы среди изысков технической мысли вдруг увидите слегка потрёпанную, чуть-чуть засаленную книгу из классической художественной литературы, не бросайте её, а прижмите к сердцу. Именно она (и десятки тысяч других) выпестовала несколько поколений русской интеллигенции и определила на долгие годы Россию самой читающей страной.

Я верю, что придёт время, когда не по количеству дензнаков, крутых тачек, навороченных особняков будет определяться человек, а по сердечной доброте и читательской эрудиции.

Я бесконечно рад, что обаятельная женщина, талантливый педагог, чудесный филолог, хороший человек  Вейкова Ирина Юрьевна создала этот сайт, призванный, на мой взгляд, укрепить позиции читающих людей, показать творческие наработки, развивающие уроки и т. д.

А в конце, я хотел бы привести слова французского философа-просветителя, публициста и писателя 18 века Дени Дидро (фр. Denis Diderot): "Люди перестают мыслить, когда перестают читать".

                        Асташкин Ю. Б., преподаватель словесности.

Наверх