Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок I. Поэт и слово. Контрольные материалы
1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".
Стихотворения "Notre Dame" 1912,
"Бессонница. Гомер. Тугие паруса" 1915.
Вариант I.
Прочитайте стихотворение "Notre Dame" и выполните задания В8 — В12; С3 — С4
В8. Как называются образные определения, служащие изобразительно-выразительным средством ("свода дерзкого", "непостижимый лес")?
В9. Какое средство выразительности, основанное на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: "Играет мышцами крестовый лёгкий свод"?
В10. Какой приём положен в основу композиции стихотворения и особенно ярко проявляется в строках: "Египетская мощь и христианства робость // С тростинкой рядом - дуб…"?
В11. Стихотворение является примером поэзии, воспевающей наш земной мир, дающей имена всем вещам с помощью точных слов. К какому литературному направлению относил это стихотворение сам автор?
В12. Каким размером написано стихотворение?
С3. В каких образах стихотворения воплощено представление лирического героя о соборе?
С4. В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Э.Мандельштама "Notre Dame"?
Вариант II.
Прочитайте стихотворение "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…" и выполните задания В8 — В12; С3 — С4
В8. Торжественный тон повествования в стихотворении подчёркивается использованием слов, не употребляемых сегодня в разговорной речи: сей, витийствую. Как называются такие слова?
В9. Назовите средство художественной выразительности, которое является вопросом, не требующим ответа: Куда плывёте вы? Кого же слушать мне?
В10. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный О.Мандельштамом в приведённом стихотворении (И море черное, витийствуя, шумит…).
В11. Какой вид тропа, основанный на переносе значения по смежности, использует автор в строке: Бессонница. Гомер. Тугие паруса?
В12. Какой вид рифмовки использует автор в стихотворении?
С3. С какими образами стихотворения связано представление лирического героя о жизни?
С4. В каких стихотворениях русских поэтов утверждается мысль о том, что главной движущей силой в мире является любовь, и какие мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса."?
Или
С4. В каких стихотворениях русских поэтов создан образ моря и какие мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"?
Ответы к контрольным материалам.
Вариант I.
В8 эпитет
В9 метафора
В10 антитеза
В11 акмеизм
В12 ямб
С4 А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье", "Медный всадник"; М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."); Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; А.А.Фет "Это утро, радость эта..." и др.
Вариант II.
В8 архаизмы
В9 риторический вопрос
В10 эпитет
В11 метонимия
В12 опоясывающая (кольцевая)
С4 А.С.Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), М.Ю.Лермонтов "Как часто пёстрою толпою окружён..."; Ф.И.Тютчев "К.Б." ("Я встретил вас — и всё былое...")
или
С4 В.А.Жуковский "Море"; А.С.Пушкин "К морю"; Ф.И.Тютчев "Певучесть есть в морских волнах...".
Список использованной литературы:
- Гаспаров М. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука, 2001.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Мандельштам, Осип Эмильевич. Собрание сочинений: в 4 т.; под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. - Москва: ТЕРРА, 1991.
- Мандельштам, Осип Эмильевич. Стихотворения; Проза; Статьи - Москва : АСТ: Олимп, 2000. (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
- Мифологический словарь.Автор: Геннадий Щеглов, Вадим Арчер. Издательство: Астрель: 2006.
- Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М.: Прогресс, 1992.
- Русская литература ХХ века. Учебная книга для учащихся старших классов. Автор-составитель Г.С.Меркин. СКРИН МОСКВА ТРАСТ-ИМАКОМ СМОЛЕНСК 1995.
Ресурсы сети Интернет: