Программа по литературе для 9 класса Г.И.Беленького
Программа по литературе для 9 класса Г.И.Беленького. 2009 г.
(102 часа)
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
I. Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
"Слово о полку Игореве". Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
II. Литература XVIII века
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.
М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта. Реформатор языка. Реформатор стиха.
Для чтения и бесед
"Разговор с Анакреоном", "Ода 1747 года", духовные оды и другие произведения.
Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Недоросль".Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.
Для чтения и бесед
"Путешествие из Петербурга в Москву"(фрагменты). Из глав: "София", "Любани", "Спасская Полесть", "Едрово", "Медное", "Пешки". Быт и нравы крепостнической Руси. Вопрос о праве человека на личную свободу.
Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Властителям и судиям". Гражданский пафос лирики. "Фелица" (фрагменты). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Анакреотические стихотворения.
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Бедная Лиза". Внимание к внутреннему миру простого человека". Язык повести. Сентиментализм в литературе. "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма.
III. Литература XIX века
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века.
В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного ("Светлана", "Перчатка", "Лесной царь"). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.
Для чтения и бесед
В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление "найти связь земного с небесным". "Море".
Для самостоятельного чтения
"Я Музу юную, бывало...".
А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
"Горе от ума".Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. "Век нынешний и век минувший". Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.
А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
"К Чаадаеву", "К морю", "Во глубине сибирских руд...", "19 октября" (1825 г.), "Анчар", "Пророк", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "На холмах Грузии...", "Я вас любил...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".
Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл.
"Внутренняя красота человека" (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
"Евгений Онегин".История создания. Лироэпический характер "свободного романа" в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. "Онегинская строфа". "Евгений Онегин" — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
"Пиковая дама".Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
"Моцарт и Сальери".Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
"Смерть Поэта", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт", "И скучно и грустно...", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "Расстались мы, но твой портрет...", "Нищий", "Прощай, немытая Россия...", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Пророк", "Родина".
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
"Герой нашего времени".История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
"Маскарад"; "Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..", "В альбом" (из Д. Байрона), другие стихотворения.
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
"Мертвые души".Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. "Мертвые души" в оценке русской критики.
"Шинель".Тема "маленького человека". Роль фантастики в повести.
Для самостоятельного чтения
"Портрет", "Нос", "Коляска".
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Свои люди — сочтемся". Тишка — Подхалюзин — Большов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.
Островский — мастер языка. Реализм Островского ("пьесы жизни").
Для самостоятельного чтения
"Доходное место", "Бедность не порок", "Снегурочка".
Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.
Для чтения и изучения
"Тройка", "Размышления у парадного подъезда".Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
"Давно — отвергнутый тобою...", "Письма", "Горящие письма".
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).
Понятие о лирическом герое.
Для самостоятельного чтения
"Огородник", "Праздник жизни, молодости годы...", "Песня Еремушке", "Калистрат" и другие произведения.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.
Для чтения и бесед
"Белые ночи". Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.
Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.
Для самостоятельного чтения
"Бедные люди".
Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
Для чтения и бесед
"Юность" (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. "Верьте себе".
Особенности повествования от первого лица.
IV. Литература XX века
Литература великих и трагических лет.
А.А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
"Россия", "О, я хочу безумно жить...", "Да. Так диктует вдохновенье..."; "Земное сердце стынет вновь...", "Сольвейг", "Утро в Москве", "Ты — как отзвук забытого гимна...".
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль туры.
Для самостоятельного чтения
"Лениво и тяжко плывут облака...", "Осенний день", "Су сальный ангел", "Мы встречались с тобой на закате..." и другие стихотворения.
B.В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
"Хорошее отношение к лошадям". Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
"Необычайное приключение...". Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
"Разговор на одесском рейде..." — широта диапазона любовной лирики поэта.
Новаторство Маяковского в стихосложении.
Для чтения и бесед
"Гимн обеду", "Подлиза" и другие стихотворения.
Для самостоятельного чтения
"Красавицы", "Я счастлив!".
С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
"С добрым утром!", "Я покинул родимый дом...", "Пороша", "Голубень", "Отговорила роща золотая...", "Собаке Качалова", "Низкий дом с голубыми ставнями...".
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность "ко всему живому". Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
Для самостоятельного чтения
"Каждый труд благослови, удача...", "Клен ты мой опавший..." и другие стихотворения.
М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Собачье сердце" (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и "шариковщина". Истоки "шариковщины".
Булгаков-сатирик.
Для самостоятельного чтения
"Собачье сердце" (полный текст); "Ханский огонь", рассказы из цикла "Записки юного врача".
М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
"Судьба человека". Душевная стойкость и "незаметный" героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.
Роль пейзажа и портретных зарисовок.
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
"Матренин двор". Смысл "праведничества" героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
* * *
Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Катулл. "Нет, ни одна среди женщин...", "Нет, не надейся приязнь заслужить...";
А. Данте. "Божественная комедия" (фрагменты);
У. Шекспир."Гамлет";
И. Шиллер. "Вильгельм Телль";
Дж. Г. Байрон. "Шильонский узник";
И. Гёте. "Фауст"(фрагменты).
Также вы можете посмотреть "Программа курса 11 класса. Русский язык".