Программа по литературе для 9 класса Г.И.Беленького

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

Программа по литературе для 9 класса Г.И.Беленького. 2009 г.

(102 часа)

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

"Слово о полку Игореве". Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта. Реформатор языка. Реформатор стиха.

Для чтения и бесед

"Разговор с Анакреоном", "Ода 1747 года", духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Недоросль".Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

"Путешествие из Петербурга в Москву"(фрагменты). Из глав: "София", "Любани", "Спасская Полесть", "Едрово", "Медное", "Пешки". Быт и нравы крепостнической Руси. Вопрос о праве человека на личную свободу.

Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Властителям и судиям". Гражданский пафос лирики. "Фелица" (фрагменты). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Анакреотические стихотворения.

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Бедная Лиза". Внимание к внутреннему миру простого человека". Язык повести. Сентиментализм в литературе. "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века.

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного ("Светлана", "Перчатка", "Лесной царь"). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление "найти связь земного с небесным". "Море".

Для самостоятельного чтения

"Я Музу юную, бывало...".

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

"Горе от ума".Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. "Век нынешний и век минувший". Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

"К Чаадаеву", "К морю", "Во глубине сибирских руд...", "19 октября" (1825 г.), "Анчар", "Пророк", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "На холмах Грузии...", "Я вас любил...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный".

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл.

"Внутренняя красота человека" (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

"Евгений Онегин".История создания. Лироэпический характер "свободного романа" в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. "Онегинская строфа". "Евгений Онегин" — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

"Пиковая дама".Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

"Моцарт и Сальери".Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

"Смерть Поэта", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт", "И скучно и грустно...", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "Расстались мы, но твой портрет...", "Нищий", "Прощай, немытая Россия...", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Пророк", "Родина".

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

"Герой нашего времени".История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

"Маскарад"; "Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..", "В альбом" (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

"Мертвые души".Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. "Мертвые души" в оценке русской критики.

"Шинель".Тема "маленького человека". Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения

"Портрет", "Нос", "Коляска".

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Свои люди — сочтемся". Тишка — Подхалюзин — Большов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.

Островский — мастер языка. Реализм Островского ("пьесы жизни").

Для самостоятельного чтения

"Доходное место", "Бедность не порок", "Снегурочка".

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

"Тройка", "Размышления у парадного подъезда".Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

"Давно — отвергнутый тобою...", "Письма", "Горящие письма".

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

"Огородник", "Праздник жизни, молодости годы...", "Песня Еремушке", "Калистрат" и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

"Белые ночи". Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

"Бедные люди".

Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед

"Юность" (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. "Верьте себе".

Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

А.А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

"Россия", "О, я хочу безумно жить...", "Да. Так диктует вдохновенье..."; "Земное сердце стынет вновь...", "Сольвейг", "Утро в Москве", "Ты — как отзвук забытого гимна...".

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль туры.

Для самостоятельного чтения

"Лениво и тяжко плывут облака...", "Осенний день", "Су сальный ангел", "Мы встречались с тобой на закате..." и другие стихотворения.

B.В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

"Хорошее отношение к лошадям". Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

"Необычайное приключение...". Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

"Разговор на одесском рейде..." — широта диапазона любовной лирики поэта.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

"Гимн обеду", "Подлиза" и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения

"Красавицы", "Я счастлив!".

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

"С добрым утром!", "Я покинул родимый дом...", "Пороша", "Голубень", "Отговорила роща золотая...", "Собаке Качалова", "Низкий дом с голубыми ставнями...".

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность "ко всему живому". Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

"Каждый труд благослови, удача...", "Клен ты мой опавший..." и другие стихотворения.

М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Собачье сердце" (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и "шариковщина". Истоки "шариковщины".

Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

"Собачье сердце" (полный текст); "Ханский огонь", рассказы из цикла "Записки юного врача".

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

"Судьба человека". Душевная стойкость и "незаметный" героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

"Матренин двор". Смысл "праведничества" героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

* * *

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Катулл. "Нет, ни одна среди женщин...", "Нет, не надейся приязнь заслужить...";

А. Данте. "Божественная комедия" (фрагменты);

У. Шекспир."Гамлет";

И. Шиллер. "Вильгельм Телль";

Дж. Г. Байрон. "Шильонский узник";

И. Гёте. "Фауст"(фрагменты).

 

Также вы можете посмотреть "Программа курса 11 класса. Русский язык".

Наверх