Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок I. Поэт и слово
1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".
Стихотворения "Notre Dame" 1912.
Биографические сведения.
Вступительное слово учителя.
Осип Мандельштам - один из самых загадочных и самых значительных русских поэтов XX века. Его раннее творчество относится к "серебряному веку",а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода.
Родился О.Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама.
Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).
В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".
Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам - акмеист.
Работа с цитатами. Какой вывод можно сделать из высказываний О.Мандельштама о долге поэта, об особенностях поэтики раннего творчества?
Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.
В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. <...> Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто".
Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством: "... с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке. Какой безумец согласится строить, если он не верит в реальность материала, сопротивление которого он должен победить, <...> ... камень Тютчева, что "с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой или низвергнут мыслящей рукой" (смотри стихотворение Ф. И. Тютчева "Problem" -авт.) - есть слово. Голос материи в этом неожиданном падении звучит, как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания. Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики, - как бы попросился в "крестовый свод" участвовать в радостном взаимодействии себе подобных".
Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества.
Поэтика сборника "Камень".
Анализ стихотворения "Notre Dame" 1912.
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
Фронтальная работа.
1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
2. Воспользуйтесь необходимыми комментариями, чтобы понять I и II строфы.
3. Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? Что особенного вы видите в расположении строф? Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения?
Вопросы для анализа стихотворения в группах.
В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.
4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?
5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?
6. Проанализируйте контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.
Предполагаемые ответы.
1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор лёгким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам.
2. Привлечём необходимые комментарии, чтобы понять I и II строфы.
Notre Dame построен на острове Сите в центре Парижа, где находилась древняя Лютеция, колония, основанная Римом: римское поселение среди чужого галльского народа. Напомним также, что Рим - столица католичества, Нотр-Дам - католический собор. В Римской, католической культуре Мандельштам в это время видел образец творчески-деятельного преображения человеком мира. Неслучайно многие стихи сборника "Камень", в который было включено стихотворение, связаны с темой Рима
Многие элементы Нотр-Дам связаны с готикой - направлением в архитектуре и искусстве, зародившимся в XII веке и получившим распространение в средневековой Европе. В архитектуре, где нет арок и сводов, вся "недобрая тяжесть" постройки давит только сверху вниз - как в греческом храме. А когда в архитектуре появляются свод и купол, он не только давит на стены вниз, но и распирает их вбок: если стены не выдержат, они рухнут сразу во все стороны. Чтобы этого не произошло, в Раннем Средневековье поступали просто: строили стены очень толстыми - это был романский стиль. Но в таких стенах трудно делать большие окна, в храме было темно, некрасиво.
Тогда, в Высоком Средневековье, в готическом стиле, купол стали делать не гладкий, как опрокинутая чашка, а клиньями, как сшитая тюбетейка. Это и был крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам между этими клиньями, а промежутки между швами не давили, стены под ними можно было делать тоньше и прорезать их широкими окнами с цветными стеклами. Зато там, где каменные швы с их умноженною тяжестью упирались в стены, эти места стен нужно было очень укреплять: для этого к ним снаружи пристраивали дополнительные опоры - подпружные арки, аркбутаны, которые своей распирающей силой давили навстречу распирающей силе свода и этим поддерживали стены. Снаружи эти подпружные арки вокруг здания выглядели совсем как ребра рыбьего скелета: отсюда слово ребра в IV строфе. А каменные швы между купольными клиньями назывались нервюры: отсюда слово нервы в I строфе.
3. Обратим внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения? Что особенного вы видите в расположении строф?
Вот теперь этого достаточно, чтобы пересказать стихотворение своими словами по строфам: (I, экспозиция) собор на месте римского судилища красив и легок, (II, самая "техническая" строфа) но эта легкость - результат динамического равновесия противоборствующих сил, (III, самая патетическая строфа) в нем все поражает контрастами, - (IV, вывод) вот так и я хотел бы создать прекрасное из противящегося материала. В начале II и IV строф стоит слово но, оно выделяет их как главные, тематически опорные; получается композиционный ритм, чередование менее и более важных строф через одну. I строфа - взгляд изнутри под крестовый легкий свод; II строфа - взгляд снаружи; III строфа - опять изнутри; IV строфа - опять изучающий взгляд снаружи. I строфа смотрит в прошлое, II-III- в настоящее, IV- в будущее.
4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?
Готический стиль- это система противоборствующих сил: соответственно, стиль стихотворения - это система контрастов, антитез. Гуще всего они - мы это заметили - в III строфе. Самая яркая из них: Души готической рассудочная пропасть: пропасть - это что-то иррациональное, но здесь даже пропасть, оказывается, рационально построена человеческим рассудком. Стихийный лабиринт - это нечто горизонтальное, непостижимый лес - нечто вертикальное: тоже контраст. Стихийный лабиринт: природные стихии организованы в человеческую постройку, запутанную, но сознательно запутанную. Здесь, по мнению некоторых комментаторов, Мандельштам имеет в виду нередко используемое в готических соборах украшение пола, символизирующее путь в Иерусалим.Далее. Египетская мощь и христианства робость - тоже антитеза: христианский страх Божий неожиданно побуждает возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды. С тростинкой рядом дуб - та же мысль, но в конкретном образе.
Архитектурное сооружение - это не творение природы, а его подобие, выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Собор - творение человека, сумевшего в соответствии со строгим творческим замыслом, "тайным планом", превратить материал (камень) в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, сочетающую рациональное и непостижимое, мощное и тончайшее, что подчеркнуто композиционным построением третьей строфы. Все разнородные элементы, из которых состоит собор, объединяет предельная выверенность, строгий технический расчет ("и всюду царь - отвес").
В подтексте образа с тростинкой рядом дуб - басни Лафонтена и Крылова: в бурю дуб гибнет, а тростинка гнется, но выживает; а за ней - еще один подтекст с контрастом, сентенция Паскаля: Человек - лишь тростинка, но тростинка мыслящая, у нас ее помнят по строчке Тютчева: ...и ропщет мыслящий тростник. А в ранних стихах самого Мандельштама тростинка, вырастающая из болота, была символом таких важных понятий, как христианство, вырастающее из иудейства. Не будем отвлекаться слишком далеко, но вы видите, как обогащается наше восприятие в связи с пониманием этих частностей, т.е. подтекста произведения.
5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?
В изображенном соборе поэт видит универсальную модель творчества, в том числе и поэтического: как из тяжелого необработанного камня возникает великолепное произведение зодчества, так из "необработанного" слова создается поэтическое произведение. В самом звучании последней строфы передано возникновение из тяжести недоброй прекрасного, преодоление материала творчеством: аллитерация первых трех строк (т - р т - р // щ - р - р // щ - т - р) сменяется в последней строке ассонансом с четырьмя ударными а (а - о - а // е - а - о // о — а).
6. И в заключение посмотрим на контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.
Стихотворение было опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления - акмеизма, во главе которого были Гумилев, Ахматова и позабытый сегодня Городецкий. Акмеизм противопоставлял себя символизму: у символистов - поэзия намеков, у акмеистов - поэзия точных слов. Они объявляли: поэзия должна писать о нашем земном мире, а не о мирах иных; этот мир прекрасен, он полон хороших вещей, и поэт, как Адам в раю, должен дать имена всем вещам. (Вот почему Адам упомянут, казалось бы, без особой надобности в I строфе Notre Dame). И в самом деле, мы можем заметить: Notre Dame- стихотворение о храме, но это не религиозное стихотворение. Мандельштам смотрит на храм не глазами верующего, а глазами мастера, строителя, которому неважно, для какого бога он строит, а важно только, чтобы его постройка простояла прочно и долго. Это подчеркнуто в I строфе: Notre Dame- наследник трех культур: галльской (чужой народ), римской (судия), и христианской. Не культура есть часть религии, а религия - часть культуры: очень важная черта мировоззрения. И к этому ощущению, общему для всех акмеистов, Мандельштам добавляет свое личное: в своей программной статье "Утро акмеизма" он пишет: "Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически гениальным Средневековьем". В своем стихотворении он прославляет Notre Dame как организацию материала трудами строителя. Мы видим, как стихотворение Notre Dame вписывалось в контекст литературной борьбы акмеизма с символизмом в 1913 г., оно гимн организации: культуре.
Вывод.
Таким образом, Мандельштам-зодчий вплетает в единую конструкцию знаки прошлых культур.В стихах Мандельштама звучит речь современного человека, но человека, живущего в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами.
Домашнее задание:
Учащиеся читают сборник "Камень". Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно из понравившихся стихотворений.
Примеры домашних работ:
В каких образах стихотворения "Notre Dame" воплощено представление лирического героя о соборе?
Бог создал Адама, а человек - творец создал Notre Dame во славу Парижской Божьей Матери. Собор подобен человеку: "радостный" (рад жизни), "играет мышцами". Он столь же сложен и загадочен, как творение Божие. Он — единство противоположностей: мощного и тончайшего ("египетская мощь и христианства робость, с тростинкой рядом - дуб"), рационального и непостижимого ("стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть"). Это произведение искусства — результат труда человеческого разума, воплощение "тайного плана". Собор выполнен с абсолютной конструктивной точностью, выверен, технически рассчитан: "и всюду царь-отвес".
Как Бог создал мир - Вселенную, так человек на протяжении веков обустраивает свой мир — Землю, "из тяжести недоброй" создаёт прекрасное на радость себе и будущим поколениям. На собор поэт смотрит глазами мастера, прославляет организацию материала трудами строителя. Звучит мотив творчества. Вид Notre Dama вдохновляет лирического героя на создание из необработанного слова прекрасного произведения искусства — поэтического.
Петров Анатолий. 11Я.
В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Мандельштама "Notre Dame"?
Прекрасное способно вдохновлять. Как Мандельштам пишет о Notre Dame, так А.С.Пушкин пишет о Медном всаднике в одноимённой поэме. Он восторгается гордостью и силой правителя, увековеченного в памятнике:
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
......................................
О мощный властелин судьбы!
Для Пушкина памятник — символ величия Петербурга, выстроенного Петром I:
Из тьмы болот, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
Петербург - жемчужина России - вдохновляет на создание прекрасного уже не одно поколение людей.
Пушкин также пишет, что прекрасным, источником жизненных сил может быть и человек. В стихотворении "Я помню чудное мгновение" он говорит о том, что именно "гений чистой красоты", "мимолётное виденье" может возродить, исцелить душу, страдающую в заточении:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Человек живёт, пока созерцает, переживает прекрасное, творит его; в этом счастье человека.
Шульц Ксения. 11 Я.