Изучение средств художественной изобразительности на уроках словесности
Обобщение опыта работы по проблеме
"Изучение средств художественной изобразительности на уроках словесности"
Демократизация общественной жизни, гуманизация образования создала предпосылки для сближения школьного преподавания русского языка и литературы, усиления их практической направленности. Это нашло своё отражение и в материалах ЕГЭ по русскому языку и литературе. В части С выпускникам предлагается написать сочинение-рецензию по русскому языку и интерпретировать художественный текст по литературе., т.е. выразить своё отношение к обозначенным в тексте проблемам, продемонстрировать понимание выбора автором стиля и типа текста, оценить его речевое оформление, отметив речевые средства и их функции в тексте. Таким образом, основным предметом рассмотрения на экзамене становится язык как материал словесного произведения и произведение как целостное единство идейно-смыслового, эстетического и словесного выражения. Часть этих сведений действительно содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и литературе, но системы, позволяющей учащимся приобрести компетенции для самостоятельного постижения содержания, идеи и эстетических качеств произведений словесности, нет. Программа и учебники по русскому языку предусматривают изучение строя языка, а не употребления. Программа и учебники по литературе рассматривает литературное произведение как создание определённого писателя, а не произведение словесного искусства, материалом которого является слово.