Готовимся к ГИА. Сочинение на лингвистическую тему

veykova.ru - сайт учителя русского языка и литературы

Сценарий урока по русскому языку для 9 класса

"Зачем нужна пунктуация?".1 час.

(Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).

Цель:

Подготовить  учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Задачи:

  1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
  2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
  3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
  4. способствовать развитию грамотной монологической речи.

Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):

  1. Текст.
  2. Задание С2.
  3. Тест А1-А7.

Оформление доски:

  1. Тема, цель.
  2. Эпиграф.
  3. Закрытые ответы к тесту.
  4. Схемы предложений для анализа языка сочинения.

Результат:

  1. Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).

Препинания служат к изъяснению смысла в

 письме и ко избежанию всякого противного

толкования.

Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий

 в себе науку российского языка…"

План урока

Слово учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Работа с целью, темой урока, задачами.

1.Экзаменационная работа за курс 9 летнего образования состоит из 3 частей. И в третьей части предлагается написать сочинение на лингвистическую тему с использованием данного текста. Какую мы поставим цель на уроке?

 

2.Текст Е.Гришковца вы прочитали дома. Познакомимся с одним из возможных на экзамене заданий С2. Какова тема сочинения-рассуждения?

 

3. Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

 

 

 

 

"Зачем нужна пунктуация?"

 

 

 

 

1.Уточнить значение необходимых терминов.

2.Ответить на вопрос "Зачем нужны знаки препинания?"

3.Определить тип и стиль будущего сочинения.

4.Подумать, как сформулировать вступление, тезис, как подобрать аргументы, оформить вывод.

5.Чтобы правильно подобрать аргументы из текста Е.Гришковца, надо проверить, правильно ли мы его поняли.

Знакомство с историей знаков препинания в русском языке

Послушаем краткую историю знаков препинания в русском языке, подготовленную учеником нашего класса.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма обозначал крест, точки иногда ставились между словосочетаниями.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. И уже в "Российской грамматике" М.В.Ломоносова есть целый раздел, посвящённый "строчным знакам".

Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и "удивительном" знаках, о запятой, точке с запятой и "двух точках", о "вместительном" (скобках) и "единительном" (дефис) строчных знаках. В конце XVIIIв. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Известно, что тире ("черту") первым стал употреблять Н.М. Карамзин.

Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, в XXIстолетии ещё что-нибудь появится?

Подведение результатов конкурса на лучший аргумент, доказывающий необходимость знаков препинания. (Конкурс был объявлен за неделю до урока).

 

1)От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза Казнить нельзя помиловать. Оказывается, в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: "Простить нельзя, отправить в Сибирь" на "Простить, нельзя отправить в Сибирь". Узник был спасён.

2)О значении знаков препинания говорит самая лаконичная переписка в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны "Отверженные", Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только "?", и получил ответ: "!". Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

3)В повести К.Паустовского "Золотая роза" рассказывается такая история.

Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздёрганный. Корректор пообещал провести правку, не изменив ни слова.

После правки Паустовский пишет:

-Я прочёл рассказ и онемел. Это была прочная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным.

-Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

-Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Анализ таблицы "Функции знаков препинания" (таблица прилагается).

1.Рассмотрите знаки препинания, расположенные в таблице по горизонтали и сделайте вывод, как их можно сгруппировать.

2.Рассмотрите функции знаков препинания, расположенные в таблице по горизонтали. Расскажите об одном из знаков препинания.

1)Знаки конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный.

2)Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

3)Выделительные знаки: две запятые, два тире и скобки, кавычки.

Самостоятельная работа с текстом Е.Гришковца, выполнение экзаменационного теста А1-А7 на проверку понимания содержания (Тест прилагается).

1.Выберите правильный ответ.

2.Проверьте его по данным на доске.

3.Рефлексия. Что вызвало затруднение? Как вы думаете, почему?

Ответы
 № задания
Ответ
А1
3
А2
2
А3
3
А4
1
А5
4
А6
2
А7
1

Работа над жанром и стилем сочинения

1.Какова композиция сочинения-рассуждения?

2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Схема-план сочинения-рассуждения:

1)Тезис

2)Аргументы

3)Вывод

 

Стиль - научный:

1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.

2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.

3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

4)Основной тип речи - рассуждение, присутствует описание.

Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.

1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?

 

2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?

 

3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.

Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…

 

1)Вводные слова

2)Прямая речь, цитирование

 

В тексте есть такой вопрос: "…?"

Автор сам же и отвечает: "…"

Следовательно, в данном случае вопрос является …

Запятая выполняет функцию …, например: "…"

Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение

 

Каждый знак препинания выполняет свою функцию.

Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование , приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.

Запись домашнего задания

Напишите сочинение  "Зачем нужны знаки препинания?" Приведите  примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

 

 

Приложения.

Текст.

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..

(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

- (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!

(20)Сам же снял со стены большое зеркало.

- (21)Это будет наш стол, - заявил он.

(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

- (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!

(30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

(По Е. Гришковцу.)

285 слов

Тест.

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.

A1.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу "настоящим художником""?

  1. Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
  2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
  3. Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
  4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.

А2.

Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, "лучший Новый год в моей жизни"?

  1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
  2. Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
  3. Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
  4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.

А3.

В каком предложении текста автор перечисляет общепринятые атрибуты праздника?

  1. 22
  2. 25
  3. 31
  4. 32

А4.

Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?

  1. Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
  2. Обладал редким писательским даром.
  3. Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
  4. Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.

А5.

В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником"?

  1. 15
  2. 16
  3. 20
  4. 33

А6.

О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?

  1. Главный герой любил цветы.
  2. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
  3. Серёга - человек расчётливый и экономный.
  4. Это говорит о недостатке вкуса героя.

А7.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой"?

Такая форма имени говорит о…

  1. о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
  2. о пренебрежении рассказчика к герою.
  3. о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
  4. о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

С2.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

-На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.

-Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.

 

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему:"Зачем нужна пунктуация?"

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста  два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Функции знаков препинания.

    Значение знака
.
?
!
,
,,
;
:
-
--
()
" "
 
Завершённость высказывания
 
Неполнота информации
 
Ожидание ответа
 
Эмоциональная окраска
 
Добавочная информация
 
Смена автора высказывания
 
Пояснение предыдущей части
 
Следование объектов и событий друг за другом
 
+
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
+
 
+
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
+
 
+
 
+
 
 
 
 
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
 
 
+
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
+
 
-
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
 
 
+
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
 
 
-
 
+
 
 
-
 
+
 
-
 
-
 
-
 
+
 
 
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
-
 
-
 
+
 
 
 
-
 
+
 
-
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
 
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
-
 
+
 
-
 
 
 
+
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
+
 
 
 
-
 
-

Зачем нужны знаки препинания?

Домашнее сочинение-рассуждение.

В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.

Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.

Соколова Антонина 8-Г класс.

Наверх